Образовательный процесс в ДОУ: 8 главных направлений в работе дошкольных учреждений
До того, как ребёнок достигнет 6-7 лет, происходит активное формирование нейронных связей. Именно этому периоду жизни маленького человека необходимо уделять особое внимание.
Дошкольные образовательные учреждения, принимая значительную долю участия в развитии детей, возлагают на себя огромную ответственность. Давайте же узнаем, из каких направлений складывается образовательный процесс в ДОУ.
Планирование образовательного процесса в ДОУ
Выбор формы планирования крайне важен не только для удобства воспитателя, но и для эффективной организации образовательного процесса. Предлагаем ознакомиться с планом Н. А. Коротковой. Он основан на комплексно-тематическом принципе планирования. Компактен. Разрешает охватить все факторы, образующие темы и культурные практики в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, а также разглядеть их взаимосвязь во времени.
Таблица Н. А. Коротковой
А вот вариант плана, широко используемого в работе МДОУ №26:
Рассмотрим подробно ещё один вариант планирования образовательного процесса, состоящий из четырёх разделов.
1-й раздел. Общие сведения
Раздел подразумевает использование таблиц, которые составляются воспитателями группы под присмотром старшего воспитателя в самом начале учебного года. В этих таблицах содержатся следующие столбцы:
- данные о детях и родителях;
- взаимодействие с родителями;
- режим дня на холодное время года;
- режим дня на тёплое время года;
- листок здоровья;
- система закаливания;
- режим физической активности;
- гимнастика;
- итоги обследования речи детей;
- индивидуальная работа с воспитанниками по звуковой культуре речи.
2-й раздел. Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми
Второй раздел можно представить в виде таблицы, которая предусматривает перспективное планирование на учебный год с разбивкой на месяцы и недели. Она выстраивается с учётом традиций, событий, праздников.
Комплексно-тематическое планирование.
При составлении плана необходимо учитывать развивающую среду, способствующую становлению самостоятельности детей:
- события, происходящие в реальном мире и возбуждающие интерес детей;
- события воображаемые, рассказываемые воспитателем из художественного произведения;
- события, специально «смоделированные» педагогом. Изучение неизвестных прежде детям предметов с необычным эффектом или предназначением, которые будут вызывать детский интерес и подвигать их к активности;
- события, случающиеся в жизни возрастной группы, которые «заражают» детей и приводят к укрепляющейся на какое-то время заинтересованности.
3-й раздел. Перспективное планирование по видам детской деятельности
Раздел предусматривает планирование работы с детьми на 3 месяца и на 1 месяц по основным видам детской деятельности:
- коммуникативная;
- двигательная;
- изобразительная;
- трудовая;
- познавательная;
- музыкальная;
- игровая;
- восприятие художественной литературы;
- конструирование.
Каждая из них обладает своими специфическими блоками и планируется как в коллективной деятельности с воспитателем, так и в независимой деятельности детей.
4 -й раздел. Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД)
К еженедельному плану работы подключаются ещё два блока: содержание НОД и формы организации деятельности детей.
Чтобы обеспечить высокое качество педагогического процесса, необходимо осуществлять контроль за полнотой выполнения заданной программы, педагоги используют перспективно-тематическое и календарное планирование. Оно основывается на следующих принципах, которые должны соблюдаться и учитываться в работе:
- Оптимальность учебной нагрузки в соответствии с СанПиНом.
- Внесение в планы педагогического процесса деятельности, способствующей физическому росту и развитию детей.
- Соблюдение медико-гигиенических норм непосредственно во время педагогического процесса. В особенности это касается режимных действий и процедур.
- Учёт местного климата, времени года и погодных условий. Иметь в запасе план на день в неожиданную непогоду будет большим плюсом.
- Понимание и учёт индивидуальных особенностей детей: их темперамент, интересы, сильные и слабые стороны, комплексы. Это помощь в поиске подхода для вовлечения детей в педагогический процесс.
- Рациональное чередование самостоятельной и организованной деятельности детей раннего возраста и дошколят.
- Учёт перемены умственной активности детей в течение недели. Вторник и среда — «загруженные дни» и на их долю выпадает чередование занятий с предельной умственной нагрузкой и занятий с высокой двигательной активностью.
- Проявление внимания к уровню развития воспитанников (индивидуальная работа с каждым ребёнком и разделение занятий/игр по подгруппам).
- Понимание взаимосвязи обучающих процессов и развития детей. Задачи, направленные на обучение, должны быть включены в различные виды деятельности.
- Последовательность и систематичность воспитательных действий. К примеру, можно взять любую ролевую игру:
- день первый – ознакомить детей с игрой и правилами ролевого поведения;
- день второй – дать понять, что план игры полезно придумывать заранее;
- день третий – совместить с другой ролевой игрой;
- и т. д., усложняя задачи.
- Внесение в план занятий, направленных на эмоциональную разрядку, таких как музыка, психогимнастика, релаксация.
- Поиск, включение и поддержание мотивации для детей ко всем видам занятий.
- Взаимодействие с остальными специалистами и объединение усилий: интегрированные занятия и их подготовка.
- Разнообразие занятий для максимального раскрытия потенциала каждого ребёнка.
- Соответствие строящихся планов с общими задачами ДОУ.
- Вовлечение в воспитательный и образовательный процессы родителей.
Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ
В любом ДОУ, находящемся в режиме постоянного функционирования, на методическую службу выпадает профессиональная забота об обеспечении коррекции образовательно-воспитательного процесса в случаях его отклонения от норм. Результативность воспитательного процесса — это следствие организованной работы всей команды педагогов и специалистов узкой направленности. Увеличение этой результативности в ДОУ напрямую зависит от качества труда воспитателя, условий, выстроенных руководителем для творческого поиска инновационных методов и форм взаимодействия с детьми, а также от сложившихся в педагогическом коллективе взаимоотношений. Формирование личности педагога — одна из важнейших составляющих методической работы.
Если коллектив дошкольного образовательного учреждения переходит в режим обновления содержания обучения или же реализует новые педагогические технологии, то необходимо разработать новую модель методической деятельности. Это необходимо для обеспечения успешного перевода учреждения из функционирующего режима в режим развития.
Общая картина задач по методической работе выглядит следующим образом:
- поддержание уровня педагогических навыков и знаний;
- повышение уровня педагогических знаний;
- повышение уровня мастерства и профессиональной техники педагога;
- рост уровня психологической компетентности и готовности специалиста;
- изучение и применение на практике современных методик воспитания;
- поддержка специалистов, ведущих разработку авторских программ и пособий;
- выработка устойчивых профессиональных ценностей и убеждений;
- формирование интереса и умения творчески подходить к работе;
- организация условий для привития интереса педагогов к самообразованию;
- способствование усвоению и практическому использованию педагогов в своей деятельности технологий, методик, приёмов и способов успешного обучения и воспитания;
- способствование усвоению и практическому использованию современных способов диагностирования успешности детей;
- способствование практическому использованию в работе основ научной организации труда.
Анализ задач позволяет сделать вывод о том, что методическая работа в ДОУ – это единая система взаимосвязанных мер, целью которой является повышение профессионального мастерства воспитателей и поддержание качества образовательной работы в ДОУ на должном уровне.
Содержание методической работы в ДОУ можно определить набором функций, которые преследуют цель развития профкомпетентности и главных качеств специалистов дошкольного образования. Данные функции разделяются на 3 группы.
- Развитие личностных качеств педагога. Функции:
- обогащение знаний, как в теории, так и на практике;
- развитие ценностных ориентаций;
- мотивирование творческой деятельности;
- формирование нравственных качеств;
- выработка актуального в настоящее время педагогического мышления;
- выработка способности к эмоционально-волевой саморегуляции;
- развитие профессиональной техники и мастерства.
- Развитие творческих возможностей коллектива. Функции:
- формирование общих педагогических взглядов, традиций и ориентаций;
- обнаружение, исследование и распространение прогрессивного педагогического опыта;
- материальное и моральное стимулирование инициативы и творчества;
- организация диагностики детей и педагогов;
- экспертная оценка пособий, авторских программ и планов, разработанных коллективом;
- анализ определённых результатов педагогического процесса;
- приобщение коллектива к научно-исследовательской работе.
- Обновление процесса образования и формирование сотрудничества ДОУ с иными образовательными системами. Функции:
- поддержка в понимании требований общественного заказа и нормативных документов, обеспечивающих деятельность ДОУ;
- реализация преимуществ ведущего и новаторского опыта;
- внедрение научных достижений психологии и педагогики;
- популяризация за рамки ДОУ опыта работы педагогического коллектива.
Основой методической работы дошкольной образовательной организации являются:
- документы, предоставляемые правительством и государством;
- улучшенные образовательные программы и учебные пособия, способствующие реконструкции педагогического процесса;
- положительные стороны системы дошкольного образования;
- инструктивно-методические документы;
- информация о передовом и массовом опыте;
- свежие результаты исследований в психолого-педагогической области;
- результаты анализа образовательно-воспитательного процесса;
- сведения об уровне развития воспитанников;
- сведения об уровне развития профессиональной осведомлённости педагогов.
Практика говорит следующее: упущение из виду любого из этих источников приводит к оскудению и потере актуальности содержания методической работы и, соответственно, к понижению её эффективности.
Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ
Вопрос использования компьютеров, интернета и других современных вспомогательных средств для дошкольного образования в рамках ФГОС сегодня весьма актуален.
После вступления в силу приказа Минобрнауки №1155 от 01.01.2014 появились новые требования к педагогам дошкольного образования. Одно из новых требований — это владение ИКТ-компетенциями, достаточное для планирования, осуществления и оценки образовательной деятельности.
Средства ИКТ — это интернет, персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты, сотовые телефоны, телевизоры, проигрыватели мультимедиа, то есть всё, что может оказывать помощь и расширять возможности коммуникации и информационной доступности.
Главные направления использования ИКТ в ДОУ:
- При организации воспитательно-образовательного процесса с детьми. Часто то, что трудно растолковать ребёнку на словах или показать на примере в реальной жизни, можно легко объяснить и продемонстрировать в иллюстрациях, презентациях, познавательных видеороликах и аудиозаписях. Правильное использование интернета позволяет педагогам участвовать с детьми в разнообразных конкурсах по различным направлениям развития. Наиболее целесообразно прибегать к использованию ИКТ для детей старшего дошкольного возраста.
- Взаимодействие специалистов дошкольного образования с родителями. В этом случае ИКТ могут послужить средствами вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, даже если у них сильно ограничено время для очного общения с педагогами. Как это может выглядеть? Например, персональная страничка в соцсети, на которой можно:
- организовать удалённые консультации;
- создать фотогалереи по прошедшим событиям (чем занимались дети на занятиях);
- публиковать текстовые заметки типа «Сегодня мы учились петь песню «В лесу родилась ёлочка», прикреплять к ним аудиозапись и текст песни, чтобы дома родители с ребёнком могли повторить эту песенку;
- проводить опросы для родителей, направленные на решение общих проблем;
- организовать открытые обсуждения, чтобы родители могли делиться своим мнением и опытом.
Также средства ИКТ можно использовать для оформления наглядного материала при проведении родительских собраний, практикумов, круглых столов.
- При организации методической части работы с педагогами. Семинары, конференции и педсоветы можно представить и без дополнений в виде мультимедийного сопровождения: видеосюжетов, схем, диаграмм, текстового сопровождения на экране. Но ведь включение этих дополнений в доклады как минимум повышает эффективность методической работы и снижает временные затраты.
Следовательно, применение ИКТ в ДОУ оказывает неоспоримую помощь в образовательном процессе. Специалисты ДОУ имеют возможность профессионально развиваться посредством общения с коллегами в сети Интернет. Используя электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в работе с детьми, педагоги могут мотивировать воспитанников к познавательной деятельности новыми способами. А мотивация в свою очередь служит хорошим стимулом к развитию, росту и достижениям детей. Родитель, отмечающий интерес ребёнка к образовательному учреждению, станет активнее принимать участие в групповых проектах и будет охотнее прислушиваться к советам педагогов.
Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ
Стержневым положением ФГОС в дошкольном образовании является принцип индивидуализации. Индивидуализация представляет собой процесс пробуждения интереса у человека к приобретению собственного опыта и самоанализу. По-хорошему, в этом процессе ребёнок признаёт себя личностью, имеющей возможность свободно определять и реализовывать личные цели. При этом к нему приходит понимание, что он сам несёт ответственность за принятие решений и за свою деятельность.
Индивидуализация образования — действия, осуществляемые педагогами с целью поиска, выработки и дальнейшей конструкции у конкретного ребёнка собственного «человеческого образа».
Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ
Педагогическая технология – комплекс психолого-педагогических установок, которые определяют выбор воспитательных средств, форм, приёмов, методов и способов обучения. Своего рода организационно-методический кладезь педагогического процесса.
Инновационными же технологиями в образовательном процессе можно назвать те, которые были созданы или изменены с целью выхода на качественно новые результаты по завершении определённого объёма работы.
Вот общий список технологий, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях:
- Метод проектов;
- ИКТ;
- Здоровьесбережение;
- Исследовательская деятельность;
- Портфолио;
- Личностно-ориентированные технологии;
- Игровые технологии.
Суть инновации сводится к тому, чтобы показатели образовательного учреждения выглядели приблизительно следующим образом:
- удовлетворение меняющихся со временем образовательных потребностей населения;
- постоянность инновационной работы и поисковой характер деятельности специалистов;
- периодическое внесение изменений в цели ДОУ в соответствии с меняющимися условиями экономической и культурной жизни региона;
- высокий уровень образовательного учреждения как целостной системы.
Использование инновационных технологий актуально тогда, когда есть реальная проблема, когда создаются противоречия между прогнозируемыми и реальными результатами. Инновация успешна в том случае, если с её помощью удалось решить ту или иную проблему в ДОУ. Поэтому подход к инновационным задачам так важен. Он должен быть тщательно распланирован и принят всеми участниками образовательного процесса.
Модели организации образовательного процесса в ДОУ
Разберём модели образовательного процесса по видам.
Учебная модель
В учебной модели воспитатель занимает учительскую позицию. Именно ему принадлежит направление и инициатива деятельности ребёнка. Цель учебной модели — предварительное строгое программирование образовательной среды с помощью соответствующих методик.
В этой модели образовательный процесс реализуется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Для тех педагогов, которые её практикуют, она представляет ценность из-за своей доступности (конспекты-разработки по отдельным методикам часто издаются) и высокой технологичности.
Предметно-средовая модель
В данной модели воспитатель выступает в роли организатора предметной среды. В его задачи входит:
- подбор развивающего материала;
- побуждение ребёнка действовать в различных ситуациях:
- отметка об ошибках в действиях ребёнка.
Хороший пример классической предметно-средовой модели — система Марии Монтессори. Модель предусматривает менее жёсткую организацию предметной среды и пробуждение творческого потенциала педагога. Определение набора тем выпадает на воспитателя, что вносит систематичность в образовательный процесс (направленность которого в большей степени — расширение представлений ребёнка об окружающем мире). Чаще всего это моделью пользуются педагоги-логопеды. Отбор тем — очень сложный процесс. К творческому и педагогическому потенциалу, общей культуре воспитателя данная модель предъявляет высокие требования.
Комплексно-тематическая модель
Для организации образовательных содержаний в комплексно-тематической модели за основу берётся тема, выступающая как сообщаемое знание. При её подаче важно использовать образно-эмоциональную форму. Дети приобретают опыт присутствия в теме посредством деятельности, организованной воспитателем, а тот в свою очередь занимает более свободную позицию, приближенную к партнёрской.
Этапы образовательного процесса в ДОУ
Структура образовательного процесса, основанная на системно-деятельностном подходе, может выглядеть следующим образом.
Введение в образовательную ситуацию
Первый этап базируется на формировании психологической направленности на игровую активность. Воспитатель, оценивая различные ситуации и возрастную группу, с которой работает в данный момент, применяет соответствующие приёмы работы.
Для примера можно взять персонажа, который случайно заскочил на огонёк в детский сад (его роль может исполнять как педагог, непосредственно работающий с группой, так и вспомогательный специалист, аниматор или родитель). Пусть это будет белка с мешком орехов. Для пущего эффекта к приветствию белки и её дальнейшему присутствию можно добавить звуки леса, спрятать шишки по комнате для дальнейшей игры. Под всю эту шумиху можно проводить обучающий процесс под видом игры или рассказа.
Создание проблемной ситуации
Второй и очень важный этап. Детям даётся возможность действовать в знакомой ситуации, но при этом воспитатель вводит в неё проблему, которая должна заинтересовать детей и активизировать их умственную деятельность.
Значимая часть этого этапа — предлагать детям делать выбор, исходя из их личного опыта. Оценка же ответов детей на данном этапе менее важна.
Пример с нашей белкой: «Белка любит гулять в лесу со своими друзьями. Ребята, а вы бы хотели прогуляться по лесу с белкой? Вы поможете белке собрать шишки?». Вспоминаем про спрятанные шишки и начинаем игру по поиску шишек.
Когда игра закончится, можно рассказать о том, что у белки очень мало друзей, они все куда-то подевались. «Куда же подевались друзья белки? Кто подскажет?» и дети начнут выдавать свои варианты. Когда предложения кончатся, можно тактично рассказать о том, что белок забирают люди.
Выполнение действий
На этом этапе создаётся новая последовательность действий на основе прежней последовательности и происходит возвращение к проблеме. Решение проблемы основывается на поучительном материале.
На примере нашей мученицы-белки можно организовать обсуждение такой проблемы с детьми: «Как белке завести новых друзей? Что сделать, чтобы белки больше не пропадали?». Затем предложить несколько правильных знаков-подсказок для детей, чтобы они смогли понять и самостоятельно растолковать, что нельзя забирать белок из леса, нельзя мучить их, что у них там свои детёныши остаются без мамы-белки и т. д.
Подведение итогов и анализ проведённой деятельности
На четвёртом этапе происходит:
- закрепление полученных знаний наводящими вопросами: «Что мы сегодня узнали?»;
- выяснение практического использования новых способов решения проблемы: «Как вы будете поступать с белками?»;
- оценка эмоциональной составляющей: «Вы хотите помочь белке? Вам жалко тех белок, которых забрали люди?»;
- рефлексия действий в группе: «Что вы сегодня смогли сделать вместе с ребятами?»;
- рефлексия собственных действий ребёнка: «Что у тебя получилось? Что тебе не удалось? Почему?».
Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ
Для растущего человека корневым и приоритетным «учебным заведением», конечно же, является семья. Это его мир, в котором он учится всему, приобретает эмоционально-нравственный опыт: отношение к окружающим, убеждения, идеалы, ценностные ориентации.
Что можно сказать о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с родителями? В первую очередь, необходимо объединить цели, сосредоточить внимание и организовать совместную деятельность для развития гармоничного и здорового воспитанника. Главные задачи педагогов при этом:
- приобщение родителей к жизнедеятельности ДОУ;
- объединение усилий ДОУ и родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка;
- вовлечение родителей в активное участие в деятельности детского сада, посредством организации увлекательных форм работы;
- обогащение воспитательно-образовательных навыков родителей;
- создание среды общения между родителями для обмена опытом.
Предполагаемые результаты выполнения этих задач:
- положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями;
- повышение педагогической грамотности самих родителей;
- обогащение практики межличностного общения детей, родителей и педагогов;
- плодотворное творческое взаимодействие воспитателей и родителей;
- рост профессиональной компетентности педагогов.
Выделим основные направления взаимодействия с родителями:
- Совершенствование педагогических умений родителей, посредством групповых консультаций, родительских собраний, индивидуальных бесед, родительских уголков.
- Вовлечение семьи в работу ДОУ с помощью организации совместных мероприятий.
А теперь отметим наиболее результативные формы взаимодействия с родителями:
- Информационно-коммуникативные.
- Коллективные
- Наглядно-информационные.
- Индивидуальные.
Готовых технологий для взаимодействия с родителями не существует. Это трудная работа, успех которой зависит от инициативы педагога, его терпения, профессионализма и умения найти подход к каждому ребёнку и родителю.
Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция«Вопросы управления дошкольной образовательной организацией».
Поделитесь статьёй с коллегами!
Ближайшие мероприятия

Основные аспекты перехода на новые и актуализированные ФГОС СПО
Дата проведения: 12 - 14 марта 2019 года
Формат: цикл вебинаров
Для руководителей учреждений СПО

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов
Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года
Формат: Международная конференция
Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов