Образовательный процесс в ДОУ: 8 главных направлений в работе дошкольных учреждений

До того, как ребёнок достигнет 6-7 лет, происходит активное формирование нейронных связей. Именно этому периоду жизни маленького человека необходимо уделять особое внимание. 

Дошкольные образовательные учреждения, принимая значительную долю участия в развитии детей, возлагают на себя огромную ответственность. Давайте же узнаем, из каких направлений складывается образовательный процесс в ДОУ. 

Планирование образовательного процесса в ДОУ 

Выбор формы планирования крайне важен не только для удобства воспитателя, но и для эффективной организации образовательного процесса. Предлагаем ознакомиться с планом Н. А. Коротковой. Он основан на комплексно-тематическом принципе планирования. Компактен. Разрешает охватить все факторы, образующие темы и культурные практики в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, а также разглядеть их взаимосвязь во времени. 

Таблица Н. А. Коротковой

 А вот вариант плана, широко используемого в работе МДОУ №26:

Рассмотрим подробно ещё один вариант планирования образовательного процесса, состоящий из четырёх разделов. 

1-й раздел. Общие сведения 

Раздел подразумевает использование таблиц, которые составляются воспитателями группы под присмотром старшего воспитателя в самом начале учебного года. В этих таблицах содержатся следующие столбцы: 

  • данные о детях и родителях;
  • взаимодействие с родителями;
  • режим дня на холодное время года;
  • режим дня на тёплое время года;
  • листок здоровья;
  • система закаливания;
  • режим физической активности;
  • гимнастика;
  • итоги обследования речи детей;
  • индивидуальная работа с воспитанниками по звуковой культуре речи. 

2-й раздел. Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической работы с детьми 

Второй раздел можно представить в виде таблицы, которая предусматривает перспективное планирование на учебный год с разбивкой на месяцы и недели. Она выстраивается с учётом традиций, событий, праздников.

Комплексно-тематическое планирование.

При составлении плана необходимо учитывать развивающую среду, способствующую становлению самостоятельности детей: 

  • события, происходящие в реальном мире и возбуждающие интерес детей;
  • события воображаемые, рассказываемые воспитателем из художественного произведения;
  • события, специально «смоделированные» педагогом. Изучение неизвестных прежде детям предметов с необычным эффектом или предназначением, которые будут вызывать детский интерес и подвигать их к активности;
  • события, случающиеся в жизни возрастной группы, которые «заражают» детей и приводят к укрепляющейся на какое-то время заинтересованности. 

3-й раздел. Перспективное планирование по видам детской деятельности 

Раздел предусматривает планирование работы с детьми на 3 месяца и на 1 месяц по основным видам детской деятельности: 

  • коммуникативная;
  • двигательная;
  • изобразительная;
  • трудовая;
  • познавательная;
  • музыкальная;
  • игровая;
  • восприятие художественной литературы;
  • конструирование. 

Каждая из них обладает своими специфическими блоками и планируется как в коллективной деятельности с воспитателем, так и в независимой деятельности детей. 

4 -й раздел. Планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД) 

К еженедельному плану работы подключаются ещё два блока: содержание НОД и формы организации деятельности детей. 

Чтобы обеспечить высокое качество педагогического процесса, необходимо осуществлять контроль за полнотой выполнения заданной программы, педагоги используют перспективно-тематическое и календарное планирование. Оно основывается на следующих принципах, которые должны соблюдаться и учитываться в работе: 

  1. Оптимальность учебной нагрузки в соответствии с СанПиНом.
  2. Внесение в планы педагогического процесса деятельности, способствующей физическому росту и развитию детей.
  3. Соблюдение медико-гигиенических норм непосредственно во время педагогического процесса. В особенности это касается режимных действий и процедур.
  4. Учёт местного климата, времени года и погодных условий. Иметь в запасе план на день в неожиданную непогоду будет большим плюсом.
  5. Понимание и учёт индивидуальных особенностей детей: их темперамент, интересы, сильные и слабые стороны, комплексы. Это помощь в поиске подхода для вовлечения детей в педагогический процесс.
  6. Рациональное чередование самостоятельной и организованной деятельности детей раннего возраста и дошколят.
  7. Учёт перемены умственной активности детей в течение недели. Вторник и среда — «загруженные дни» и на их долю выпадает чередование занятий с предельной умственной нагрузкой и занятий с высокой двигательной активностью.
  8. Проявление внимания к уровню развития воспитанников (индивидуальная работа с каждым ребёнком и разделение занятий/игр по подгруппам).
  9. Понимание взаимосвязи обучающих процессов и развития детей. Задачи, направленные на обучение, должны быть включены в различные виды деятельности.
  10. Последовательность и систематичность воспитательных действий. К примеру, можно взять любую ролевую игру: 
  • день первый – ознакомить детей с игрой и правилами ролевого поведения;
  • день второй – дать понять, что план игры полезно придумывать заранее;
  • день третий – совместить с другой ролевой игрой;
  • и т. д., усложняя задачи. 
  1. Внесение в план занятий, направленных на эмоциональную разрядку, таких как музыка, психогимнастика, релаксация.
  2. Поиск, включение и поддержание мотивации для детей ко всем видам занятий.
  3. Взаимодействие с остальными специалистами и объединение усилий: интегрированные занятия и их подготовка.
  4. Разнообразие занятий для максимального раскрытия потенциала каждого ребёнка.
  5. Соответствие строящихся планов с общими задачами ДОУ.
  6. Вовлечение в воспитательный и образовательный процессы родителей. 

Методическое обеспечение образовательного процесса в ДОУ

 

В любом ДОУ, находящемся в режиме постоянного функционирования, на методическую службу выпадает профессиональная забота об обеспечении коррекции образовательно-воспитательного процесса в случаях его отклонения от норм. Результативность воспитательного процесса — это следствие организованной работы всей команды педагогов и специалистов узкой направленности. Увеличение этой результативности в ДОУ напрямую зависит от качества труда воспитателя, условий, выстроенных руководителем для творческого поиска инновационных методов и форм взаимодействия с детьми, а также от сложившихся в педагогическом коллективе взаимоотношений. Формирование личности педагога — одна из важнейших составляющих методической работы. 

Если коллектив дошкольного образовательного учреждения переходит в режим обновления содержания обучения или же реализует новые педагогические технологии, то необходимо разработать новую модель методической деятельности. Это необходимо для обеспечения успешного перевода учреждения из функционирующего режима в режим развития. 

Общая картина задач по методической работе выглядит следующим образом:

  • поддержание уровня педагогических навыков и знаний;
  • повышение уровня педагогических знаний;
  • повышение уровня мастерства и профессиональной техники педагога;
  • рост уровня психологической компетентности и готовности специалиста;
  • изучение и применение на практике современных методик воспитания;
  • поддержка специалистов, ведущих разработку авторских программ и пособий;
  • выработка устойчивых профессиональных ценностей и убеждений;
  • формирование интереса и умения творчески подходить к работе;
  • организация условий для привития интереса педагогов к самообразованию;
  • способствование усвоению и практическому использованию педагогов в своей деятельности технологий, методик, приёмов и способов успешного обучения и воспитания;
  • способствование усвоению и практическому использованию современных способов диагностирования успешности детей;
  • способствование практическому использованию в работе основ научной организации труда. 

Анализ задач позволяет сделать вывод о том, что методическая работа в ДОУ – это единая система взаимосвязанных мер, целью которой является повышение профессионального мастерства воспитателей и поддержание качества образовательной работы в ДОУ на должном уровне. 

Содержание методической работы в ДОУ можно определить набором функций, которые преследуют цель развития профкомпетентности и главных качеств специалистов дошкольного образования. Данные функции разделяются на 3 группы. 

  1. Развитие личностных качеств педагога. Функции
  • обогащение знаний, как в теории, так и на практике;
  • развитие ценностных ориентаций;
  • мотивирование творческой деятельности;
  • формирование нравственных качеств;
  • выработка актуального в настоящее время педагогического мышления;
  • выработка способности к эмоционально-волевой саморегуляции;
  • развитие профессиональной техники и мастерства. 
  1. Развитие творческих возможностей коллектива. Функции
  • формирование общих педагогических взглядов, традиций и ориентаций;
  • обнаружение, исследование и распространение прогрессивного педагогического опыта;
  • материальное и моральное стимулирование инициативы и творчества;
  • организация диагностики детей и педагогов;
  • экспертная оценка пособий, авторских программ и планов, разработанных коллективом;
  • анализ определённых результатов педагогического процесса;
  • приобщение коллектива к научно-исследовательской работе. 
  1. Обновление процесса образования и формирование сотрудничества ДОУ с иными образовательными системами. Функции:
  • поддержка в понимании требований общественного заказа и нормативных документов, обеспечивающих деятельность ДОУ;
  • реализация преимуществ ведущего и новаторского опыта;
  • внедрение научных достижений психологии и педагогики;
  • популяризация за рамки ДОУ опыта работы педагогического коллектива. 

Основой методической работы дошкольной образовательной организации являются

  • документы, предоставляемые правительством и государством;
  • улучшенные образовательные программы и учебные пособия, способствующие реконструкции педагогического процесса;
  • положительные стороны системы дошкольного образования;
  • инструктивно-методические документы;
  • информация о передовом и массовом опыте;
  • свежие результаты исследований в психолого-педагогической области;
  • результаты анализа образовательно-воспитательного процесса;
  • сведения об уровне развития воспитанников;
  • сведения об уровне развития профессиональной осведомлённости педагогов. 

Практика говорит следующее: упущение из виду любого из этих источников приводит к оскудению и потере актуальности содержания методической работы и, соответственно, к понижению её эффективности. 

Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ 

Вопрос использования компьютеров, интернета и других современных вспомогательных средств для дошкольного образования в рамках ФГОС сегодня весьма актуален. 

После вступления в силу приказа Минобрнауки №1155 от 01.01.2014 появились новые требования к педагогам дошкольного образования. Одно из новых требований — это владение ИКТ-компетенциями, достаточное для планирования, осуществления и оценки образовательной деятельности. 

Средства ИКТ — это интернет, персональные компьютеры, ноутбуки, планшеты, сотовые телефоны, телевизоры, проигрыватели мультимедиа, то есть всё, что может оказывать помощь и расширять возможности коммуникации и информационной доступности. 

Главные направления использования ИКТ в ДОУ: 

  1. При организации воспитательно-образовательного процесса с детьми. Часто то, что трудно растолковать ребёнку на словах или показать на примере в реальной жизни, можно легко объяснить и продемонстрировать в иллюстрациях, презентациях, познавательных видеороликах и аудиозаписях. Правильное использование интернета позволяет педагогам участвовать с детьми в разнообразных конкурсах по различным направлениям развития. Наиболее целесообразно прибегать к использованию ИКТ для детей старшего дошкольного возраста.
  2. Взаимодействие специалистов дошкольного образования с родителями. В этом случае ИКТ могут послужить средствами вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс, даже если у них сильно ограничено время для очного общения с педагогами. Как это может выглядеть? Например, персональная страничка в соцсети, на которой можно: 
  • организовать удалённые консультации;
  • создать фотогалереи по прошедшим событиям (чем занимались дети на занятиях);
  • публиковать текстовые заметки типа «Сегодня мы учились петь песню «В лесу родилась ёлочка», прикреплять к ним аудиозапись и текст песни, чтобы дома родители с ребёнком могли повторить эту песенку;
  • проводить опросы для родителей, направленные на решение общих проблем;
  • организовать открытые обсуждения, чтобы родители могли делиться своим мнением и опытом. 

Также средства ИКТ можно использовать для оформления наглядного материала при проведении родительских собраний, практикумов, круглых столов. 

  1. При организации методической части работы с педагогами. Семинары, конференции и педсоветы можно представить и без дополнений в виде мультимедийного сопровождения: видеосюжетов, схем, диаграмм, текстового сопровождения на экране. Но ведь включение этих дополнений в доклады как минимум повышает эффективность методической работы и снижает временные затраты. 

Следовательно, применение ИКТ в ДОУ оказывает неоспоримую помощь в образовательном процессе. Специалисты ДОУ имеют возможность профессионально развиваться посредством общения с коллегами в сети Интернет. Используя электронные образовательные ресурсы (ЭОР) в работе с детьми, педагоги могут мотивировать воспитанников к познавательной деятельности новыми способами. А мотивация в свою очередь служит хорошим стимулом к развитию, росту и достижениям детей. Родитель, отмечающий интерес ребёнка к образовательному учреждению, станет активнее принимать участие в групповых проектах и будет охотнее прислушиваться к советам педагогов. 

Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ 

Стержневым положением ФГОС в дошкольном образовании является принцип индивидуализации. Индивидуализация представляет собой процесс пробуждения интереса у человека к приобретению собственного опыта и самоанализу. По-хорошему, в этом процессе ребёнок признаёт себя личностью, имеющей возможность свободно определять и реализовывать личные цели. При этом к нему приходит понимание, что он сам несёт ответственность за принятие решений и за свою деятельность. 

Индивидуализация образования — действия, осуществляемые педагогами с целью поиска, выработки и дальнейшей конструкции у конкретного ребёнка собственного «человеческого образа». 

Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ 

Педагогическая технология – комплекс психолого-педагогических установок, которые определяют выбор воспитательных средств, форм, приёмов, методов и способов обучения. Своего рода организационно-методический кладезь педагогического процесса. 

Инновационными же технологиями в образовательном процессе можно назвать те, которые были созданы или изменены с целью выхода на качественно новые результаты по завершении определённого объёма работы. 

Вот общий список технологий, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях: 

  • Метод проектов;
  • ИКТ;
  • Здоровьесбережение;
  • Исследовательская деятельность;
  • Портфолио;
  • Личностно-ориентированные технологии;
  • Игровые технологии. 

Суть инновации сводится к тому, чтобы показатели образовательного учреждения выглядели приблизительно следующим образом: 

  • удовлетворение меняющихся со временем образовательных потребностей населения;
  • постоянность инновационной работы и поисковой характер деятельности специалистов;
  • периодическое внесение изменений в цели ДОУ в соответствии с меняющимися условиями экономической и культурной жизни региона;
  • высокий уровень образовательного учреждения как целостной системы. 

Использование инновационных технологий актуально тогда, когда есть реальная проблема, когда создаются противоречия между прогнозируемыми и реальными результатами. Инновация успешна в том случае, если с её помощью удалось решить ту или иную проблему в ДОУ. Поэтому подход к инновационным задачам так важен. Он должен быть тщательно распланирован и принят всеми участниками образовательного процесса. 

Модели организации образовательного процесса в ДОУ 

Разберём модели образовательного процесса по видам. 

Учебная модель 

В учебной модели воспитатель занимает учительскую позицию. Именно ему принадлежит направление и инициатива деятельности ребёнка. Цель учебной модели — предварительное строгое программирование образовательной среды с помощью соответствующих методик. 

В этой модели образовательный процесс реализуется в дисциплинарной школьно-урочной форме. Для тех педагогов, которые её практикуют, она представляет ценность из-за своей доступности (конспекты-разработки по отдельным методикам часто издаются) и высокой технологичности. 

Предметно-средовая модель 

В данной модели воспитатель выступает в роли организатора предметной среды. В его задачи входит:

  • подбор развивающего материала;
  • побуждение ребёнка действовать в различных ситуациях:
  • отметка об ошибках в действиях ребёнка. 

Хороший пример классической предметно-средовой модели — система Марии Монтессори. Модель предусматривает менее жёсткую организацию предметной среды и пробуждение творческого потенциала педагога. Определение набора тем выпадает на воспитателя, что вносит систематичность в образовательный процесс (направленность которого в большей степени — расширение представлений ребёнка об окружающем мире). Чаще всего это моделью пользуются педагоги-логопеды. Отбор тем — очень сложный процесс. К творческому и педагогическому потенциалу, общей культуре воспитателя данная модель предъявляет высокие требования. 

Комплексно-тематическая модель 

Для организации образовательных содержаний в комплексно-тематической модели за основу берётся тема, выступающая как сообщаемое знание. При её подаче важно использовать образно-эмоциональную форму. Дети приобретают опыт присутствия в теме посредством деятельности, организованной воспитателем, а тот в свою очередь занимает более свободную позицию, приближенную к партнёрской. 

Этапы образовательного процесса в ДОУ 

Структура образовательного процесса, основанная на системно-деятельностном подходе, может выглядеть следующим образом. 

Введение в образовательную ситуацию 

Первый этап базируется на формировании психологической направленности на игровую активность. Воспитатель, оценивая различные ситуации и возрастную группу, с которой работает в данный момент, применяет соответствующие приёмы работы. 

Для примера можно взять персонажа, который случайно заскочил на огонёк в детский сад (его роль может исполнять как педагог, непосредственно работающий с группой, так и вспомогательный специалист, аниматор или родитель). Пусть это будет белка с мешком орехов. Для пущего эффекта к приветствию белки и её дальнейшему присутствию можно добавить звуки леса, спрятать шишки по комнате для дальнейшей игры. Под всю эту шумиху можно проводить обучающий процесс под видом игры или рассказа. 

Создание проблемной ситуации 

Второй и очень важный этап. Детям даётся возможность действовать в знакомой ситуации, но при этом воспитатель вводит в неё проблему, которая должна заинтересовать детей и активизировать их умственную деятельность. 

Значимая часть этого этапа — предлагать детям делать выбор, исходя из их личного опыта. Оценка же ответов детей на данном этапе менее важна. 

Пример с нашей белкой: «Белка любит гулять в лесу со своими друзьями. Ребята, а вы бы хотели прогуляться по лесу с белкой? Вы поможете белке собрать шишки?». Вспоминаем про спрятанные шишки и начинаем игру по поиску шишек.  

Когда игра закончится, можно рассказать о том, что у белки очень мало друзей, они все куда-то подевались. «Куда же подевались друзья белки? Кто подскажет?» и дети начнут выдавать свои варианты. Когда предложения кончатся, можно тактично рассказать о том, что белок забирают люди. 

Выполнение действий 

На этом этапе создаётся новая последовательность действий на основе прежней последовательности и происходит возвращение к проблеме. Решение проблемы основывается на поучительном материале. 

На примере нашей мученицы-белки можно организовать обсуждение такой проблемы с детьми: «Как белке завести новых друзей? Что сделать, чтобы белки больше не пропадали?». Затем предложить несколько правильных знаков-подсказок для детей, чтобы они смогли понять и самостоятельно растолковать, что нельзя забирать белок из леса, нельзя мучить их, что у них там свои детёныши остаются без мамы-белки и т. д. 

Подведение итогов и анализ проведённой деятельности 

На четвёртом этапе происходит: 

  • закрепление полученных знаний наводящими вопросами: «Что мы сегодня узнали?»;
  • выяснение практического использования новых способов решения проблемы: «Как вы будете поступать с белками?»;
  • оценка эмоциональной составляющей: «Вы хотите помочь белке? Вам жалко тех белок, которых забрали люди?»;
  • рефлексия действий в группе: «Что вы сегодня смогли сделать вместе с ребятами?»;
  • рефлексия собственных действий ребёнка: «Что у тебя получилось? Что тебе не удалось? Почему?». 

Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ 

Для растущего человека корневым и приоритетным «учебным заведением», конечно же, является семья. Это его мир, в котором он учится всему, приобретает эмоционально-нравственный опыт: отношение к окружающим, убеждения, идеалы, ценностные ориентации. 

Что можно сказать о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с родителями? В первую очередь, необходимо объединить цели, сосредоточить внимание и организовать совместную деятельность для развития гармоничного и здорового воспитанника. Главные задачи педагогов при этом: 

  • приобщение родителей к жизнедеятельности ДОУ;
  • объединение усилий ДОУ и родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка;
  • вовлечение родителей в активное участие в деятельности детского сада, посредством организации увлекательных форм работы;
  • обогащение воспитательно-образовательных навыков родителей;
  • создание среды общения между родителями для обмена опытом. 

Предполагаемые результаты выполнения этих задач: 

  • положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями;
  • повышение педагогической грамотности самих родителей;
  • обогащение практики межличностного общения детей, родителей и педагогов;
  • плодотворное творческое взаимодействие воспитателей и родителей;
  • рост профессиональной компетентности педагогов. 

Выделим основные направления взаимодействия с родителями: 

  1. Совершенствование педагогических умений родителей, посредством групповых консультаций, родительских собраний, индивидуальных бесед, родительских уголков.
  2. Вовлечение семьи в работу ДОУ с помощью организации совместных мероприятий. 

А теперь отметим наиболее результативные формы взаимодействия с родителями: 

  1. Информационно-коммуникативные.
  2. Коллективные
  3. Наглядно-информационные.
  4. Индивидуальные. 

Готовых технологий для взаимодействия с родителями не существует. Это трудная работа, успех которой зависит от инициативы педагога, его терпения, профессионализма и умения найти подход к каждому ребёнку и родителю.

Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция«Вопросы управления дошкольной образовательной организацией».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Как управлять хаосом?

    Как управлять хаосом?

    Образование

    Дата проведения: 11 февраля - 1 марта 2019 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей учреждений всех форм собственности

    Подробнее
    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Образование

    Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях