Перспективы для детских садов. Образовательный процесс по ФГОС в ДОУ: построение, реализация и обновление

В связи с этим педагогические коллективы ДОУ имеют возможность подготовиться к изменениям заблаговременно. Введение данного профстандарта уже несколько раз переносилось по причине его совершенствования на этапе рассмотрения.

Важность реализации профстандарта «Педагог» связана с тем, что он оказывает непосредственное влияние на то, смогут ли воспитатели освоить компетенции, необходимые для реализации ФГОС ДО. Ведь образовательный стандарт предусматривает развитие образовательного процесса в направлении инклюзивности. Это значит, что в одной группе могут воспитываться дети, различающиеся по степени развития: дети здоровые и с ограниченными возможностями здоровья, девиантные и те дети, чей родной язык не является русским.

В таких группах можно использовать и старые образовательные технологии, но уже доказано, что они будут недостаточно эффективными. По этой причине педагогам нужно будет внедрять в свою деятельность новые технологии. Двигательная, продуктивная, игровая, коммуникативная, трудовая деятельность — все они будут требовать нововведений. Изменения коснутся всех аспектов образовательного процесса. Перед педагогами детских садов, таким образом, стоит весьма непростая задача.

Чтобы подготовить заведующих детскими садами к изменениям, мы провели вебинар «Перспективы развития образовательного процесса в современном детском саду в условиях реализации профессионального стандарта».

Право диктует правила

Существуют нормативные документы, которые определяют перспективы развития образования дошкольников. Не трудно догадаться, что под развитием образовательного процесса по ФГОС в ДОУ понимается его модификация в лучшую сторону в зависимости от изменения требований, условий и особенностей правовой базы. На данный момент основные требования сводятся к наличию:

  • образовательных и информационных ресурсов;
  • сетевого взаимодействия;
  • дистанционных и электронных технологий;
  • условий введения экспериментальной и инновационной деятельности;
  • образовательной программы.

Сотрудничество с родителями

По ФГОС ДО образовательный процесс осуществляется детскими садами, индивидуальными предпринимателями, а также родителями или законными представителями детей (получение семейного дошкольного образования). Как мы все помним, родители по закону имеют преимущества в обучении своих детей перед всеми другими лицами. Довольно часто у ДОУ возникают проблемы сотрудничества с родителями. Распространённые преграды в сотрудничестве:

  1. Проблемы родителей:
  • беспокойство, незнание того, что происходит в детском саду;
  • недоверие к детскому саду (программы устарели, разве чему-то научат?);
  • боязнь родителей за детей в детском саду (какое общение?);
  • беспокойство за будущее ребёнка и др.
  1. Со стороны воспитателей проблемы выглядят так:
  • индивидуализм родителей;
  • отсутствие их толерантности к другим детям;
  • самоуверенность в поступках;
  • чрезмерная занятость;
  • нежелание менять образ жизни;
  • недоверие к детскому саду;
  • незнание возрастных психолого-педагогических особенностей детей и т.п.

Чтобы решить проблемы взаимодействия ДОУ с семьёй, необходимо

  • Изучать семьи воспитанников: их интересы, мнения и образовательные запросы;
  • Создавать особую творческую атмосферу для взаимодействия взрослых;
  • Обеспечить оптимальные условия для освоения социальной роли «родитель»;
  • И некоторыми другими способами, о которых узнали участники вебинара.

Также были предоставлены чёткие направления повышения ответственности родителей, такие как:

  • формирование у родителей восприятия феномена воспитания в семье и ДОУ как социального, психологического и педагогического явления;
  • содействие выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и ДОУ.
  • и ещё 4 направления.

Психолого-педагогические условия реализации программы

ДОУ должно создавать условия для предоставления информации об образовательной программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность, а также широкой общественности. Администрация детского сада должна позаботиться и о том, чтобы родителям были предоставлены материалы, обеспечивающие реализацию программы и позволяющие организовать обсуждение с родителями вопросов обучения и воспитания детей.

Готовность воспитателя ДОУ к работе в условиях ФГОС

Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые знания и умения для выполнения работником трудовых функций. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учёт этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством.

Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижает издержки работодателей на рынке труда. По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профстандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задаёт планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

Преемственность детского сада и школы

Нашим экспертом на вебинаре выступала Ольга Евгеньевна Веннецкая (кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Российской академии образования, Почётный работник СПО, участник разработки программ «Миры детства» (2015), Примерной образовательной программы подготовки ребёнка к школе (2008), руководитель инновационных площадок РАО). Рассматривая принципы анализа, построения, реализации и обновления рабочей программы образовательного процесса с учётом условий ФГОС в ДОУ, Ольга Евгеньевна уделила большую долю внимания такой теме, как преемственность детского сада и школы.

 

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

Л.А. Венгер

Противоречия, возникающие в процессе подготовки дошкольников к школе:

  • изоляция уровней образования (дошкольного и начального);
  • отсутствие единой системы требований к организации
  • деятельности детей и её оценке;
  • отсутствие механизмов преемственности, ориентированных на условия развития ребёнка;
  • отсутствие механизмов управления вопросами преемственности детского сада и школы;
  • отсутствие технологий организации преемственности;
  • запрос родителей на подготовку к школе;

Традиционные подходы к преемственности:

  • подготовка детей;
  • организация совместной деятельности педагогов и воспитателей;
  • совместная деятельность детей дошкольного и начального образования;
  • формирование компетентности семьи в вопросах подготовки ребёнка к школе.

Формирование психологической готовности к школе (Профессиональный стандарт педагога)

  • Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
  • Задачи преемственности детского сада и школы в создании условий для развития детей, их позитивной социализации.
  • Сетевое взаимодействие (Закон «Об образовании в РФ», ст.15) – ресурс преемственности.

Приняв участие в вебинаре на данную тему, руководители дошкольных образовательных организаций, их заместители и сами педагоги узнали об изменениях в образовательном процессе, которые так необходимы при введении в работу профстандарта, получили рекомендации по модернизации образовательного процесса.

О нововведениях в сфере дошкольного образования, Вы сможете узнать на Всероссийской научно-практической конференции «Проектирование устойчивого развития ДОУ: платные услуги, стандартизация, экспертиза программ».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Модернизация СПО: внедрение системы зачетных единиц как инструмента обеспечения качества программ профессионального образования

    Модернизация СПО: внедрение системы зачетных единиц как инструмента обеспечения качества программ профессионального образования

    Образование

    Дата проведения: 30 октября - 1 ноября 2018 года

    Формат: Всероссийская практическая конференция

    Для руководителей и заместителей профессиональных образовательных организаций

    Подробнее
    Окно возможностей для руководителя

    Окно возможностей для руководителя

    Образование

    Дата проведения: 5 - 23 ноября 2018 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей организаций всех форм собственности

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях