Оценка результатов детей с ОВЗ в школе - Академия профессионального развития

Оценка результатов детей с ОВЗ в школе

В инклюзивном классе учатся дети с разными возможностями. Кому-то сложно воспринимать визуальную информацию, кто-то одарённый, другие держатся на среднем уровне, некоторые не поспевают. Каковы должны быть критерии оценки для детей с ОВЗ?

Оценка детей с ОВЗ должна быть продиктована индивидуальным образовательным планом. В нем должны быть прописаны корректировки и изменения, которые помогут ребёнку достичь успеха в обучении. Индивидуальный план должен определять, как будут оцениваться результаты обучения. В зависимости от особенностей ребёнка, в системе оценке может учитываться такая характеристика, как «приложенные усилия», или выполнение заданий целиком будет иметь большее значение, чем отсутствие ошибок.

Оценка прогресса

Оценка результатов детей с ОВЗ может быть основана исключительно на прогрессе от одной проверочной работы к другой. Об этом пишет портал «the classroom». Этот вариант гарантирует пристальный мониторинг улучшений результатов ребёнка. Если же их нет, то можно внести изменения в индивидуальный образовательный план. Если в нём указано, что школьник должен научиться к концу года читать на определённом уровне, то каждая оценка этого умения должна отмечать прогресс в достижении установленной цели.

Достижение целей

Система оценки детей с ОВЗ в некоторых случаях может ориентироваться на задачи, которые прописываются в индивидуальном образовательном плане. Они могут быть образовательные и воспитательные. Если школьник испытывает большие сложности в обучении, то это может быть, например, выполнение домашнего задания пять дней подряд.

Приоритет на выполнение заданий целиком

Многие педагоги оценивают классную или домашнюю работу в зависимости от правильности выполнения заданий. Оценка детей с ОВЗ может отличаться и зависеть от того, выполнено ли задание целиком. Например, ученик может получить максимальную оценку, если решил все задачи в домашней работе, даже если с ошибками. Можно установить более чёткие границы. Например, если в задание выполнено целиком и правильно на 75 %, то этого достаточно для максимальной оценки. Это также может быть прописано в индивидуальной программе.

Нужно стараться

Детей с ОВЗ можно поощрять за их усилия, которые они прилагают на уроке, в домашней работе, на контрольных и проверочных. Можно поощрять даже за участие в обсуждении, ведь для некоторых детей с ОВЗ попытка достичь успеха в обучении сама по себе является очень важным показателем. Чем больше такой школьник старается, тем выше должна быть его оценка. Стремление учиться должно сопровождаться поддержкой и похвалой, что в свою очередь помогает ребёнку развить уверенность в своих силах и повысить самооценку.

8 критериев, о которых нужно помнить

  1. Оценки должны быть обоснованными. Оценка детей с ОВЗ должна отражать их прогресс в обучении так же, как и у других школьников.
  2. Оценки должны быть справедливыми. Когда педагог определяет какую оценку поставит ребёнку с ОВЗ, он должен учитывать то, как заболевание влияет на обучение.
  3. Оценки должны быть равноправными. Школьник с ОВЗ тоже должен демонстрировать свой прогресс в обучении и показывать результаты, которые ожидаются от него.
  4. Решение об оценке должно опираться на индивидуальный образовательный план и в нём же фиксироваться.
  5. При составлении индивидуального образовательного плана должны учитываться:
      • ожидаемые результаты;
      • особенности здоровья;
      • дополнительные указания;
      • индивидуальная мера прогресса.
  6. У школьника с ОВЗ нет «иммунитета» к неудовлетворительной оценке. У него должен быть грамотно составленный индивидуальный образовательный план, который целиком и полностью учитывается при обучении. Если оба эти требования соблюдены, и ребёнок получил неудовлетворительный результат, который не зависел от его особенностей здоровья, значит он не справился с образовательной программой.
  7. Если в инклюзивном классе ученики участвуют в рейтинге, оценка ребёнка с ОВЗ может иметь отличный «вес», если такая возможность предусмотрена в образовательном учреждении.
  8. Оценка детей с ОВЗ не может основываться только на приложенных им усилиях. В любом случае педагог должен оценить, насколько хорошо школьник освоил предмет, учитывая его особенности. При необходимости можно предоставить возможность переделать или выполнить заново контрольную или проверочную работу.

Другими словами, чтобы оценка ребёнка с ОВЗ была справедлива и обоснована, ей необходимо:

  • учитывать индивидуальные особенности ребёнка;
  • учитывать особенности его здоровья;
  • быть прописанной в индивидуальном образовательном плане;
  • отражать реальные достижения и успехи ребёнка.

Модифицировать задания ли систему оценки?

Вместо того, чтобы подстраивать под ребёнка систему оценки, можно внести изменения в проверочные или домашние задания, чтобы сделать их более доступными. Например, изменить форму их представления, время на выполнение, обстановку или другие условия. В этом случае оцениваться все дети в инклюзивном классе будут одинаковым образом.

Чтобы определить, какой подход лучше в каждом конкретном случае, нужно ответить на четыре вопроса.

  1. Как хорошо ребёнок с ОВЗ разбирается в предмете.
  2. Что мешает ему принимать полноценное участие в образовательном процессе?
  3. Можно ли преодолеть эти барьеры с помощью изменения условий обучения и проверки, не меняя систему оценки?
  4. Способен ли ребёнок показать результат, который предполагает конкретная задача или контрольная работа?

Организация инклюзии в школе — один из актуальных для сегодняшнего образования вопросов, которые будут разобраны на Международном практикуме-интенсиве «Школа завтрашнего дня», который пройдёт 10 — 12 декабря 2019 года.

 

 

 

Комментарии

Ближайшие мероприятия

«Хвалить нельзя ругать»

«Хвалить нельзя ругать»

Дошкольное образование

Дата проведения: 24 декабря 2019 года

Формат: Онлайн-вебинар

Для Руководителей всех уровней

Подробнее
Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Образование

Дата проведения: 17 - 19 декабря 2019 года

Формат: Международная конференция

Для руководителей профессиональных образовательных организаций

Подробнее

Все мероприятия

Отзывы участников

Все отзывы

Мы в социальных сетях