От ЕГЭ предложили отказаться
Начиная с 16 февраля 2001 года, когда в России ввели ЕГЭ в качестве эксперимента, и по сегодняшний день, специалисты спорят о его необходимости, а сам экзамен претерпевает почти ежегодные изменения.
Интересное заявление по этому поводу 21 ноября этого года сделал заместитель главы комитета Государственной Думы по образованию и науке Борис Чернышов. Он предложил заменить существующий экзамен.
— Более оптимальным, по моему мнению, будет вариант замены ЕГЭ на систему раннего выявления талантов у учеников, — передаёт слова чиновника Lenta.ru. — Оценивать способности ребенка можно с помощью трёх компонентов: данных, полученных в результате профориентации, его оценок и социальной активности, связанной с общественной деятельностью.
Причиной такого предложения послужило то, что Борис Чернышов считает, что реальные знания школьника с помощью существующей системы проверить нельзя, потому что она ориентирована на теорию, а не практику. Он считает, что блокчейн-технология для анализа информации об учениках может точнее оценить индивидуальные способности.
Как отреагировали на предложение?
В тот же день пресс-служба министерства просвещения заявила, что не получала каких-либо предложений от депутата и не собирается отказываться от нынешней системы, но собирается продолжать совершенствовать её.
— На сегодняшний день не получали таких предложений, — передаёт заявление пресс-службы life.ru. —Министерство разделяет позицию о необходимости повышения профориентационной подготовки школьников и уже запустило соответствующий проект ранней профориентации «Билет в будущее», нацеленный на учащихся 6–11 классов.
Отреагировал на новость и Ефим Рачевский, заслуженный учитель России, член комиссии по образованию и науке Общественной палаты РФ. Ему было непонятно, почему возникло такое предложение, да и сама идея показалось странной.
— Мы не знаем, что имеет в виду господин Чернышов, когда говорит о практической технологии, — сказал он. — Давайте переложим по Чернышову из сферы теории в сферу практики. Допустим, ребёнок решает задачку по физике — какого диаметра должен быть провод для того, чтобы в определённых условиях дать нужное напряжение, и чтобы свет в этом доме горел. Это теория, практика — он должен взять провода, протянуть их и методом проб и ошибок доказать свою правоту. Теперь представьте количество школьников, которые должны будут заняться такими практическими работами. Разумеется, я утрирую.
По его мнению, система ЕГЭ, который является полностью прозрачным с 2015 года и работает сегодня в штатном режиме, за время своего существования привела к следующим положительным изменениям:
- Оценка учеников стала объективной на уровне целой страны.
- Коррупция в вузах при поступлении полностью исчезла.
- Благодаря ЕГЭ московские высшие учебные заведения стали доступны для абитуриентов даже из самых отдалённых частей России, число поступивших детей из Сибири, Дальнего Востока и Урала в них выросло с момента введения системы.
Эти новости как нельзя лучше отражают отношение россиян к ЕГЭ — у него есть сторонники, есть противники, а есть министерство просвещения, которое всех послушает и сделает, как посчитает нужным.
Что говорит про ЕГЭ Ольга Васильева?
В 2016 году в своём первом большом интервью после вступления в должность главы Минобрнауки Ольга Василева заявила, что у системы ЕГЭ есть недостатки, и это нормально для системы, которой немногим более десяти лет. Она сказала, что никаких кардинальных изменений не предвидится, но будет отшлифовываться то, что уже есть.
Схожую точку зрения она высказала и в 2018 году. В интервью 26 июня теперь уже министр просвещения рассказала, что есть проблема несоответствия содержания образования с тем, что оценивает ЕГЭ, но эта проблема должна решиться новыми федеральными образовательными стандартами.
19 октября Ольга Васильева рассказала о другом недостатке Единого экзамена — натаскивании, но в том, что и эту проблему удастся решить, она не сомневается. Так что, пока министр придерживается такой точки зрения, вряд ли нас ждут какие-то серьёзные изменения, тем более настолько существенные, как предлагает Борис Чернышов.
Ожидаемые в 2019 году изменения
Несмотря на то, что в июле Рособрнадзор утверждал, что изменения в ЕГЭ не планируются, в демоверсиях ЕГЭ-2019, которые были опубликованы 24 августа на сайте Федерального института педагогических измерений, они есть, и их немало. Они затрагивают самые популярные предметы у выпускников:
- русский;
- литература;
- обществознание;
- биология;
- история;
- иностранные языки.
По большей части изменения коснулись заданий, в которых нужно дать развёрнутый ответ. Во многих из них были уточнены и расширены критерии оценки. Вероятно, это поможет перейти от зазубривания и натаскивания, о котором говорила министр просвещения к требованию понимания школьником того, как писать тексты, используя научный язык, как вести дискуссию с помощью аргументированных и логично выстроенных доказательств. По сути, требования, конечно, ужесточились, но теперь они помогают преподавателю понять курс, которого нужно придерживаться при обучении.
Если Вы хотите узнать больше об изменениях в сфере общего образования в 2019 году и желаете при этом получить достоверную информацию от экспертов федерального значения, то такая возможность у Вас будет 23—26 апреля 2019 года на Международной конференции «Современные подходы к обучению одарённых детей и детей с ОВЗ. Работа с педагогами».
Поделитесь статьёй с коллегами!
Ближайшие мероприятия

Основные аспекты перехода на новые и актуализированные ФГОС СПО
Дата проведения: 12 - 14 марта 2019 года
Формат: цикл вебинаров
Для руководителей учреждений СПО

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов
Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года
Формат: Международная конференция
Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов