Педагогическое общение: правила, барьеры, особенности

Педагогическое общение: правила, барьеры, особенности

Главная задача обучения — вырастить образованных и здоровых членов общества. Чтобы достичь этого, педагогу нужно правильно расставлять приоритеты и выстраивать педагогическое общение в соответствии с ними.

В 2003 году американский учёный Роберт Марцано объединил результаты более чем 100 независимых исследований и пришёл к выводу, что педагогическое общение — ключ ко всем аспектам проведения урока. У учителей, которые хорошо выстраивают взаимодействие с учениками, на 31 % меньше проблем с дисциплиной, нарушениями школьных правил, а итоговые результаты обучения выше.

Барьеры педагогического общения

К счастью, педагогическое общение не зависит от личности или характера учителя, и ему не нужно стараться быть другом своим подопечным. Большее влияние на него оказывает умение сотрудничать, чётко излагать свои мысли и понимание того, что волнует детей.

Для этого нужно уметь слушать. И делать это, чтобы понять, а не ответить. Часто мы начинаем говорить или обдумываем, что сказать, когда собеседник всё ещё излагает свои мысли. Задумайтесь на минуту, вспомните, бывали ли у вас подобные ситуации.

  1. Вы игнорируете ученика, потому что думаете о других делах, когда он говорит.
  2. Делаете вид, что слушаете, иногда вставляя «да» или «нет» или просто киваете головой.
  3. Слушаете выборочно, обращаете внимание только на то, что считаете важным, а остальное игнорируете.
  4. Слушаете внимательно, но фокусируетесь только на словах, а не тоне, языке тела и эмоциях ребёнка.
  5. «Выписываете рецепт без диагноза» — оцениваете ситуацию и даёте советы исходя из своего собственного опыта, не пытаясь основательно разобраться в ситуации.

Такое отношение не решает проблем, разрушает отношения и мешает сотрудничеству. Неумение слушать — это не только основной барьер в педагогическом общении, но и причина конфликтов между родителями и их детьми, педагогами и учениками, руководителем и подчинёнными. Когда ребёнок говорит с учителем, тот должен стараться понять его, а не просто дать ответ или пытаться контролировать или манипулировать.

Перечень правил педагогического общения

Существует много способов, как учитель может выстроить позитивные взаимоотношения с детьми. Как и во многих других случаях, одним способом не ограничиться, и лучше всего они работают в составе целостной системы.

  • Организованность занятий. Педагог должен чётко излагать цели обучения и свои ожидания. Правила поведения должны быть адекватными и постоянно поддерживаться. Тогда доверие детей будет расти, и они будут понимать, что учитель заинтересован в их успехе.
  • Энтузиазм и страсть к своей работе.
  • Позитивное отношение к детям и урокам.
  • Умение сделать обучение интересным.
  • Проявление интереса к жизни детей вне школы.
  • Уважение к ученикам.
  • Умение создать безопасную образовательную среду. Педагог должен организовать занятия так, чтобы дети не критиковали, не угрожали друг другу. Не говоря уже про «буллинг».

Читайте также по теме:

Сущность современного педагогического общения

С увеличением влияния цифровых технологий повышается важность коммуникации, в том числе и в образовании. Это подразумевает изменения в том, как происходит обучение.

Педагогическое общение сегодня отличается от того, что было раньше. Но что конкретно изменилось? Оно стало больше ориентироваться на ученика, нежели педагога.

Расскажите мне, и я забуду. Научите меня, и я, возможно, запомню. Заинтересуйте меня, и я выучу.

Бенджамин Франклин

В этом высказывании суть современного подхода. Чем интереснее детям то, что они учат — тем больших результатов они смогут достичь. Более того, когда занятия основываются на материале, который ученикам хорошо знаком, их уверенность в своих силах позволяет легче осваивать и новые темы, даже если они сложные. Роль педагога — указать правильное направление, упростить задачи, разделив их на малые этапы. Остальное дети сделают сами. А выводы и результаты, к которым они придут самостоятельно, надолго отложатся у них в памяти.

Чтобы увеличить заинтересованность, важна интерактивность. Если у детей будет возможность участвовать в групповых дискуссиях и обсуждать свой жизненный опыт — это также повысит эффективность обучения. Как следствие, всё больше учебных заведений переходят от педагогического общения, которое ориентировано на педагога, к ориентированному на ученика.

С огромным количеством доступных приложений и платформ педагог может легко увеличить количество совместных заданий, организовывая их даже за пределами класса. Нужно лишь выбрать подходящий инструмент и привлечь детей к онлайн-обсуждению. Более того, через такую платформу можно публиковать и всевозможные обучающие видео.

Если у детей будет возможность обсудить новую тему друг с другом и учителем в онлайн-чате и поделиться уже имеющимися знаниями — это поможет им освоить её легче.

Ученикам тоже нужна обратная связь

Если учитель будет обсуждать все задания, которые дети выполняют самостоятельно, это сильно поможет им в обучении. Это — важный элемент интерактивного подхода к педагогическому общению. Времени придётся потратить больше, но результат того стоит.

Во время занятий можно создать список всех ошибок, которые допускают ученики и использовать их в обсуждении на уроке или онлайн. Это поможет избежать их в будущем и подобрать все возможные решения. После этого можно предложить детям проверить работы одноклассников или свои собственные, а потом прокомментировать, как сделать их лучше.

Получается, что важная часть педагогического общения — понимать, что нравится и не нравится ученикам, как они меняются с возрастом и развитием информационных технологий, как мотивировать их на высказывание своих мыслей и не бояться ошибаться. Ученик должен быть заинтересованным, чувствовать себя значимым и понимать, что его слышат. Это обеспечит хорошие результаты и покажет, насколько компетентен сам педагог.

Комментарии

Ближайшие мероприятия

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Образование

Дата проведения: 17 - 19 декабря 2019 года

Формат: Международная конференция

Для руководителей профессиональных образовательных организаций

Подробнее

Все мероприятия

Отзывы участников

Все отзывы

Мы в социальных сетях