В ожидании обновлённого перечня специальностей СПО: к чему надо быть готовым?


О переходе на новые ФГОС и актуализации перечня специальностей СПО говорят последние несколько лет. Вопросы, связанные со сложностями перехода, обсуждаются на Всероссийских конференциях, о несовершенстве программ и взглядах на грядущие перемены пишутся научные доклады. Прорабатываются и разбираются «по косточкам» концепции внедрения новых стандартов.

Однако из-за нехватки понятной, доступной информации, а также готовых инструментов для быстрого перехода на новые стандарты, количество вопросов не уменьшается. А образовательных учреждений, которые справляются с поставленной задачей и ведут подготовку к переходу на новые стандарты не так много.

Между тем актуализированные ФГОС уже вступили в силу, и с сентября 2019 года обучение в системе СПО начнётся в соответствии с ними. Набор же по всем старым ФГОС закрывается.

С чем связано обновление перечня специализаций СПО?

Проблема, прежде всего, заключается в нехватке квалифицированных кадров на рынке труда. А также в самой системе подготовки кадров, квалификация которых часто не соответствует требованиям работодателей.

Мало того, что наша система образования не успевает адаптироваться к ним, так ещё и кадры показывают некомпетентность и отсутствие практических навыков. Поэтому добавляется ещё одна проблема — работодатель скептически относится к документу об образовании выпускника, желая видеть подтверждение его квалификации и рабочих навыков в виде опыта, рекомендаций.

Рынок труда нуждается в новых и трансформированных профессиях, актуальности которых требует стремительное развитие технологий. Нельзя топтаться на одном месте, а стараться соответствовать уровню развития, создавая новую перспективу профессии.

Хороший пример на эту тему привёл Владимир Блинов, руководитель Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС. В 2017 году на чемпионате WorldSkills в Абу-Даби сборная команда Белоруссии проиграла по компетенции «Сантехника и отопление». Не помогли ни устойчивые традиции, ни опыт.

Современный сантехник без компьютера и умений проектирования уже не конкурентоспособен. Через несколько лет ему потребуются ещё и навыки в сфере аддитивных технологий.

Из статьи В. И. Блинова "К вопросу о методологии стандартизации и классификации профессий и специальностей среднего специального образования", 2017.


Перечень специальностей СПО, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2013 N 1199, включая последующие редакции, нуждался в усовершенствовании. Какие недостатки выявлены:

  • уровень квалификаций некоторых специальностей не соответствует уровню квалификаций, утверждённых приказом Минтруда РФ от 12.04.2013 N 148н «Об утверждении уровней квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов»;
  • несоответствие профессиональных стандартов, указанных в Реестре Минтруда РФ, по отношению к некоторым профессиям и специальностям СПО;
  • отсутствие связи программ СПО и ВО;
  • снижение спроса или полное его отсутствие на обучение по определённым специальностям в течение нескольких последних лет;
  • отсутствие единой системы классификации профессиональных образовательных программ приводит к тому, что студенту после обучения в колледже для получения необходимой квалификации и практических навыков необходимо дополнительное профессиональное образование.

Презентация «Трансформация рынка труда. Актуализация перечня профессий. Профессионально-общественная аккредитация». Национальное агентство развития квалификаций. Автор А. А. Факторович.

Важность обновления и расширения перечня специальностей СПО

Стремление выйти на новую модель цифровой экономики ведёт к разработке стратегии, главная цель которой — обеспечить рынок труда квалифицированными специалистами с высоким уровнем ключевых компетенций. Для этого надо вывести систему СПО на новый уровень подготовки кадров.

Федеральный проект «Молодые профессионалы» в составе Национального проекта «Образование» представил перечень основных показателей, которые способствуют этой цели:

  1. Создание центров опережающей профессиональной подготовки во всех субъектах РФ.
  2. Введение и распространение демонстрационного экзамена в системе СПО.
  3. Внедрение в систему СПО методологии наставничества с привлечением специалистов-практиков.
  4. Обновление перечня профессий и специальностей СПО.

При этом перечень становится основой для разработки ФГОС СПО. А вот цель обновления перечня специальностей, по экспертному мнению Владимира Блинова — их функциональная и содержательная гармонизация с системой классификации квалификаций, действующей в сфере труда.

Сферы образования и труда должны находиться в тесном партнёрстве для оперативного определения потребностей специалистов и уровня квалификации кадров.

Презентация «Трансформация рынка труда. Актуализация перечня профессий. Профессионально-общественная аккредитация». Национальное агентство развития квалификаций. Автор А. А. Факторович.

Как проходит процесс обновления перечня специальностей СПО

С 2018 года вопросами в системе СПО занимается Министерство просвещения РФ. Утверждение и формирование перечня профессий и специальностей  с указанием квалификаций происходит на основе федеральных законов и актов Президента и Правительства РФ.

Это длительная, сложная работа, требующая:

  • глобального анализа утверждённых позиций;
  • отслеживания динамики спроса со стороны и работодателя, и обучающегося;
  • сопоставления потребностей рынка труда и актуальных, новых специальностей;
  • пересмотра утверждённых стандартов и введение новых;
  • внесения изменений и в действующий Закон об образовании в РФ, и ряд нормативных актов Минобрнауки;
  • получение новых лицензий на образовательную деятельность в СПО;
  • повышения квалификации руководителей, педагогов СПО.

Какие инструменты использовались при разработке нового перечня профессий и специальностей СПО 2018:

  1. Исключение невостребованных или устаревших профессий и специальностей.
  2. Введение новых.
  3. Объединение узконаправленных профессий и специальностей.
  4. Перенос позиций в другие укрупнённые группы.
  5. Изменение названий профессий и специальностей на актуальные.
  6. Введение новой кодификации.

Также при формировании нового перечня специальностей СПО учитываются классификаторы сферы труда, реестры профессиональных стандартов, классификации и лучшие технологии.

Елена Царькова, кандидат педагогических наук, заместитель начальника Центра развития профессионального образования ГБОУ ВО Московский Политех в своей статье «Актуализация перечней профессий и специальностей СПО: основные детерминанты и возможности» упомянула, что итоговый вариант актуализированных перечней ФГОС СПО появится в течение 2019 года.

Актуализация перечня специальностей СПО по новым ФГОС входит в комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015—2020 годы, согласно распоряжению Правительства РФ от 3 марта 2015 года N 349-р.

Эта масштабная программа включает ряд мероприятий, среди которых:

  1. Актуализация ТОП-50 самых перспективных профессий и специальностей с учётом требований рынка труда с переходом к этой модели обучения 50 % профессиональных образовательных учреждений к 2019—2020 годам.
  2. Внедрение дуальной модели обучения.
  3. Введение демонстрационного экзамена в качестве итоговой аттестации.
  4. Проведение конкурсов, олимпиад, участие в чемпионатах профессионального мастерства, в том числе «Ворлдскиллс Россия», «Лучший по профессии».

Для перехода на новую модель системы СПО, внедрения утверждённых требований и выбора лучшей концепции для развития вашего образовательного учреждения придётся разобраться во всех этих вопросах и продумать детальный план. Кроме того, вместе с обновлением перечня изменится рабочая документация профессиональных образовательных организаций.

Поделитесь статьёй с коллегами!

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Образование

    Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее
    Секреты профессионального управления

    Секреты профессионального управления

    Образование

    Дата проведения: 1 - 19 апреля 2019 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей всех форм собственности

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях

    socials