Что происходит с ОДН в 2017 году?

ЖКХ 3.07.2017

Почему ОДН переходят в жилищную услугу?

31 мая 2017 года наш эксперт Татьяна Павловна Вепрецкая провела вебинар, на котором обсуждались изменения подходов и порядок расчёта общедомовых нужд. Тема эта весьма обширная, но эксперту удалось рассказать о нормативах потребления, порядках расчёта ОДН и прочих тематических вопросах, а также успеть ответить на все вопросы участников. Меньше, чем за 2 часа Вепрецкая рассказала материал по запланированной программе, и у эксперта ещё осталось время привести дополнительную информацию по теме события.

Участие в вебинаре приняли руководители управляющих организаций в сфере ЖКХ и активные жители МКД. Наибольшая активность участников пришлась приблизительно на середину двухчасового мероприятия.

Немного истории

Татьяна Павловна начала с истории возникновения расходов на ОДН.

— Сейчас все затраты, связанные с коммунальными услугами, регулируются жилищным кодексом в рамках коммунальной услуги (с 2005 года), - рассказала эксперт. - После этого было принято решение расшифровать в 2010-2012 году коммунальную услугу, — показать людям индивидуальное потребление и то потребление, которое тратится на содержание общее имущества МКД. Это привело к непониманию людей, к их возмущению и жалобам на размеры платежей. И это же стало главной проблемой. Сложно объяснять некоторым людям, что многое зависит от них напрямую, что они должны пускать работников УК в свои квартиры, должны устранять утечки и прочее.

Переход ОДН в жилищную услугу — плюсы и минусы

С 1 января 2017 года ОДН перенесли в жилищную услугу. Эксперт считает, что это было сделано для уменьшения жалоб от населения и стимулирование работы УК.

 — Это до сих пор острый вопрос, который стоит перед всем нашим бизнес-сообществом, - пояснила слушателям эксперт. - Почему произошло это явление? Потому что до сих пор не отрегулированы высокие платежи за ОДН в коммунальной услуге.

Первая причина - было принято решение больше «не показывать» ОДН населению. Теперь в жилищном кодексе нет такой фразы как общедомовые нужды. Есть горячая и холодная вода, есть электроэнергия, сточные воды для содержания общего имущества МКД. Сделано это было для того, чтобы не вызывать агрессию у населения. Вторая причина — у собственников низкий интерес в уменьшении ОДН своими силами. И третья причина — со стороны кажется, что УК не мотивирована финансами к уменьшению ОДН.

Что предполагалось получить по результатам перенесения общедомовых нужд в жилищную услугу? Нужно было успокоить население. При внесении в Постановление Правительства № 491 изменений, связанных с содержанием общего имущества МКД сразу становится понятно, что в результате всё равно появились отдельные строчки на каждый вид коммунального ресурса и стало ещё больше проблем с расчётом их объёмов.

- Дальше было сказано, что теперь будет применяться только норматив, и потребитель будет ежемесячно получать одинаковую стоимость этих услуг и не будет жаловаться из-за того, что у него есть некий понятный объём, - рассказала эксперт. - Но так не получилось, потому как норматив потребления, к сожалению, устанавливается средний. И этот средний показатель довольно часто не удовлетворяет потребителя, так как может быть завышен. Он может применяться только для старого расчёта, который действовал до 1-го января. Это очень серьёзно сказалось на потребителе, который получил не равную сумму каждый раз. Расчёт получился иной, потому что и норматив формировался под иной расчёт.

Норматив потребления был принят на одного человека. Потом при переносе появился норматив потребления на квадратный метр. Фактически для расчёта мы сейчас применяем жилую площадь. В результате мы получаем не идентичные расчёты, в том числе в момент установления самого норматива. В результате мы получаем много жалоб от потребителей, связанных с переносом общедомовых нужд в жилищную услугу.

Минусы перехода в жилищную услугу

Управляющие компании, к сожалению, также оказались не совсем готовыми к переходу. Даже сейчас видно, что в случае завышения норматива УК бездействует. Если УК несёт убытки, то она применяет коэффициенты к тем лицам, которые не пустили в квартиру, не имеют приборы учёта при возможности их имения. И УК гасит разницу именно по этим расчётам. Это работает только в индивидуальных случаях в конкретных домах.

Из-за перехода ОДН в жилищную услугу потерялась всякая мотивация к энергосбережению, так как в МКД не применяется общедомовой прибор учёта. Получается, что мы видим нехорошую картину — собственники платили за прибор, а применяться он не будет — это один из нескольких минусов перехода.

- Ещё один неприятный момент — отсутствие мотивации собственника в поиске тех или иных утечек у своих соседей, - прокомментировала эксперт. - Да, они не обязаны. Но и мы не формируем ответственного собственника, который оказывал бы нам помощь.

Норматив потребления в большей степени занижен, поэтому он не покрывает те объёмы, которые на законном основании несутся управляющей компанией. Из-за этого мы получили дополнительное снижение качества и объёма жилищных услуг. Это можно рассчитать в процентном соотношении.

Также управляющая компания не заинтересована выполнять полный перечень необходимых работ, особенно, - дополнительные. Причина в том, что увеличить объёмы потребления, например, воды в жилищной услуге не так просто. Это решение нужно согласовать с жильцами на общем собрании. К примеру, нужно поливать деревья возле дома. Но управляющей компании это невыгодно, она не укладывается в норматив потребления, несмотря на то, что она указана в минимальном перечне. Источника возврата средств на полив не будет. Так как в перечне написано, что УК должна поддерживать дополнительные элементы, в том числе и озеленение, то можно считать, что это включено в норматив потребления, но это практически не учтено. Значит, управляющей компании остается либо договориться с жильцами о дополнительном сборе денег на полив, либо не поливать.

Вокруг нас много монопольного регулируемого бизнеса: горячая вода, электроэнергия. Все выпадающие расходы, всё, что связано с недополучением дохода РСО ляжет на плечи либо бюджета (редкий случай), либо это будет учитываться в будущем в тарифе. Поэтому мы можем  рассчитывать на повышение коммунальных тарифов на те выпадающие расходы, которые возникли в связи с переходом на новую систему расчёта по ОДН.

Технологические потери

С переводом ОДН в жилищную услугу всё, что будет начислено сверх норматива, придется оплачивать УК, в том числе, - технологические потери.

— Все считают, что технологические потери - это минимальные ресурсы, - говорит эксперт. - Управляющим компаниям необходимо снижать технологические потери, но в некоторых случаях это практически невозможно. Возьмём простой пример — сломался кран в квартире. Для того чтобы его отремонтировать, требуется слив воды, который являет собой обоснованную потерю коммунального ресурса при содержании общего имущества.

Сейчас внесены изменения в 1498 закон, пункт 29, и мы видим абсолютно иной подход. Технологические потери коммунального ресурса содержат 2 показателя — технически неизбежные и обоснованные потери холодной, горячей воды и электроэнергии.

Что делать УК в случае, если технологические потери обоснованные? УК и ресурсоснабжающие организации имеют право обратиться в уполномоченный орган, который устанавливает нормативы потребления и попросить учитывать их в расчёте. В случае если вы понимаете, что ваш норматив занижен или завышен, и вы не можете продолжать конструктивную работу с населением, то вы обращаетесь к уполномоченному органу для того, чтобы было принято иное решение по конкретной группе домов. Когда вы будете делать расчёт — важно указать, что расчёт содержит не только объём оборудования, но и такие технологические потери, которые сейчас имеют иное понятие и учитывают иные затраты.

Эксперт отвечает

На вебинаре участники активно задавили вопросы по теме.

Вопрос от участника:

— Как УК исключить из обязанности оплаты ОДН по электроэнергии расходы по МОП при установленном ОДПУ в домах блокированной застройки, у которых фактически нет МОП, а ОДН есть?

Ответ эксперта:

— Если разобраться, то именно в домах блокированной застройки ОДН — это неучтённое индивидуальное потребление. Это требует доказательства. Как только вы получаете акты о том, что были незаконные подключения, остановка приборов учёта, недопуск в квартиру, то вы выставляете всё это непосредственно потребителю. Но УК может отказаться в будущем от индивидуального потребления. То есть она может не заключать договор именно на этот ресурс с ресурсоснабжающей организацией. Но что касается ОДН, то УК обязана заключить такой договор. Если УК докажет ресурсоснабжающей организации то, что в данных домах нет ОДН, то фактически не на что будет заключать договор ресурсоснабжения. В иных случаях у вас возникают требования по заключению договора на ОДН.

Вопрос решается в судебном порядке с точки зрения доказывания отсутствия ОДН в данных домах, если ресурсоснабжающая организация это не примет. Дело в том, что она уже сейчас имеет договора на индивидуальное потребление, и она уже сейчас может обратиться с суд к каждому собственнику МКД за взыскание расходов за электроэнергию. Каким путём мы пошли: мы устанавливаем непосредственно требование, которое говорит о том, что ресурсоснабжающая организация самостоятельно занимается с потребителем, в том числе, и приборами учёта. Если мы предусматриваем, что это мы занимаемся, а они зарабатывают для себя деньги, то в этом случае мы просим за это заплатить управляющую компанию. Мы готовы заниматься подключениями, выявлением всех утечек и прочими работами, чтобы ресурсоснабжающая организация имела полную информацию по поводу своих расходов.

Вопрос от участника:

—Что первоначально необходимо для обращения в суд?

Ответ эксперта:

— В первую очередь нужно провести экспертизу и доказать, что потребления на ОДН и потребления электроэнергии не происходит. Дальше нужно написать претензию в ресурсоснабжающую организацию с просьбой пересмотреть порядок расчёта, так как данного потребления нету.

Вопрос от участника:

— Что является официальным источником информации о площади общего имущества МКД, для расчета ОДН?

Ответ эксперта:

— Официальным источником является Росреестр. Но в Росреестре, к сожалению, нет достоверной информации по нашим данным. Собственник помещений не обязан посещать Росреестр и регистрировать свои изменения — такого требования не существует. Поэтому мы вынуждены обращаться в суд. Следовательно, мы получаем обратную картину, в то время как официальным источником является Росреестр, но мы с ним не можем согласиться по определённым обстоятельствам. Иной информации у нас нет. Актуализированные справки со стороны БТИ судом не всегда принимаются как достоверная информация. Потому что всплывают иные источники, такие как Росреестр.

У нас есть кадастровый учёт. В него попала даже квартира. Мы из разных источников получаем разные сведения. И самый главный — Госреестр.

Вопрос от участника:

— Как обнаружить магнит, если он периодически снимается и устанавливается когда удобно собственнику?

Ответ эксперта:

Антимагнитная пломба. Антимагнитная наклейка. Иные, более эффективные инструменты. Есть приборы, меняющие цвет при воздействии магнита. Но это только по инициативе УК — обойти всех жильцов и установить эти приборы. В случае срабатывания прибора можно говорить о том, чтобы воздействие и составлять акт.

Делать это в каждой квартире — нерентабельно. Но в тех квартирах, на которые есть подозрения, можно перестраховаться и поставить антимагнитный стикер.

Спасибо за внимание! Предлагаем Вам ознакомиться со следующим мероприятием, которое пройдёт 31-го июля 2017 года и которое можно будет наблюдать со своего рабочего или домашнего компьютера, и даже с телефона: «Новый порядок расчёта платы за коммунальные услуги».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях