Дуальное образование: квалифицированные специалисты сразу после выпуска

Практико-ориентированное обучение в СПО или дуальная система образования

Уже с 2014 года в РФ проходит реализация системного проекта  «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

Проект представляет собой адресную подготовку специалистов. Суть его заключается в том, что будущий работник получает теоретическую часть знаний в образовательной организации, а практическую — на предприятии. Эта форма обучения весьма удобна для самих выпускников и для их будущих работодателей. Студент, таким образом, получает наиболее полное представление о своей профессии, а фирма после выпуска трудоустраивает специалиста с опытом работы на их оборудовании — для всех свои плюсы.

На данный момент в 20 пилотных регионах РФ уже ведётся апробация регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста, в который включено дуальное образование. Ожидаемые результаты проекта на фоне всей истории среднего профессионального образования  в России выглядят довольно нескромно:

  • Профессиональное образование, ориентированное на реальное производство.
  • Развитие системы прогнозирования потребности в кадрах.
  • Увеличение уровня финансирования образования со стороны предприятий.
  • Вариативность индивидуальных образовательных программ.
  • Развитие системы независимой оценки качества подготовки выпускников и педагогических кадров.
  • Значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования.

Немецкая модель дуального образования 

В немецкой практике само понятие дуального образования подразумевает два места обучения. Одно место связано с теоретической частью программы, а другое - с практической. Практическая часть программы должна проходить именно на рабочем месте, либо в условиях максимально приближенных к нему.

Немецкую систему можно назвать неповторимой, так как приём на обучение несовершеннолетних студентов осуществляется, прежде всего, предприятием. Сначала ученик заключает договор с организацией-работодателем, а затем он уже попадает в профессиональное техническое училище (так называют в Германии техникумы и колледжи). На базе профессионального технического училища может собираться группа учеников для теоретического обучения, которые заключили договоры с разными организациями работодателей, но при этом обучаются одной и той же профессии.

В Германии есть особое понятие — обучающее предприятие. При этом законом о профессиональном образовании предусмотрено, что предприятие может добровольно быть обучающим. К ним выдвигают требования, которые нашим языком можно назвать лицензионными. Они описывают условия, которые должны создать предприятия для обучения. Есть требования к конструкторам производственного обучения — они должны быть подготовлены по особым программам, должны сдать экзамен, который организуют торгово-промышленные палаты.

Существуют общие подходы обучения в училище и на предприятии. Эти подходы подписаны и закреплены такими документами, которые в Германии называют Положение или Регламент о профессии. В этих документах изложены требования как к теоретической, так и к практической составляющей и требования к оцениванию квалификации, которая получается на выходе.

Немецкие студенты получают два документа — свидетельство об окончании профессионального технического училища и свидетельство о присвоении квалификации. Немецкая система имеет существенные отличия не только  по сравнению с РФ, но и с большинством других стран мира. Многие страны заинтересованы в немецкой дуальной системе профессионального обучения. Но ещё ни одна страна не повторила эту систему.

Почему просто взять и повторить нельзя? 

Мы не готовы к этому на законодательном уровне. Однако это не значит, что частично заимствовать элементы немецкой системы дуального образования нельзя — всё, что дозволено делать в рамках нашего законодательства и всё, что будет вести к успеху, — только приветствуется. Это подтверждено проектами в регионах, с которыми можно ознакомиться в методических рекомендациях по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.

Дуальное обучение в СПО или практико-ориентированное профессиональное образование, как его предпочитает называть Екатерина Юрьевна Есенина, которое практикуется в настоящее время в образовательных организациях РФ, частично можно сравнивать с советской системой профессионального образования. Если брать отдельные эффективные моменты образовательной системы, которые мы использовали в прошлом, совместить их с некоторыми заимствованиями из немецкой системы и, отталкиваясь от имеющихся у возможностей, уместить всё это в рамки ФГОС, — скорее всего, получим отличный результат. 

Чем полезно дуальное обучение для предприятий и образовательных организаций? 

В начале статьи приведены ожидаемые результаты внедрения дуальной модели обучения. Они и являются фактической пользой дуального обучения в СПО.

 Можно добавить, что в отличие от других видов обучения, практико-ориентированная модель имеет ряд отличительных характеристик:

  • усовершенствованные партнёрские механизмы;
  • использование в обучении технологических стандартов;
  • использование практических форм обучения как первоочерёдных;
  • направленность целей на экономическую сферу.

Для предприятий в дуальном образовании есть своя привлекательность. К примеру, в случае, если будущий специалист прямо на предприятии приобретает профессиональные компетенции, то он уже будет готовым к работе на этом же предприятии и мотивированным на производственную деятельность.

Самый выделяющийся фактор: учебные планы подгоняются под пожелания работодателей. Студенты в первую очередь получают знания, которые им пригодятся на том же производстве, где они проходят практическое обучение, как уже устроенным работника.

Ещё один большой  плюс — предприятие снижает затраты на кадровый рекрутинг, а кадровая служба, в свою очередь, совершает меньше ошибок. А ещё при сотрудничестве с образовательной организацией в рамках практико-ориентированного обучения предприятию предоставляется возможность выбирать на своё усмотрение преподавателей из образовательной организации.

Что ведёт к успеху? 

Взглянем на практико-ориентированное обучение как на команду (педагогическую). В ней задействованы люди от учебного заведения и от предприятия: они вместе разрабатывают программу и вместе её реализуют — работа в тесном взаимодействии. Такая работа существенно облегчается включённостью региональной власти, когда на местном уровне существуют определённые нормативно-правовые акты, позволяющие участникам успешно взаимодействовать. Назвать это можно кластерной системой, и её использование уже доказало свою эффективность. В Белгородской, Тамбовской, Новосибирской областях, в республике Татарстан существуют отраслевые кластеры. Где-то они научно-производственные, где-то территориально-производственные, но смысл от этого не меняется.

Регион определяет приоритетные для себя отрасли. Внутри кластера существуют Советы, где встречаются вместе представители работодателя и профессионального образования для совместного решения вопросов подготовки кадров. В Новосибирской области нет ни одного колледжа, который не был бы связан с предприятием области. При этом в кластеры попадают как крупные предприятия, так и предприятия среднего и малого бизнеса — часто они оказываются сопутствующими предприятиями-сателлитами для крупных фирм. Таким образом, студенты имеют возможность познакомиться с разными местами работы, с разными профессиями. Некоторые заканчивают программу СПО и остаются на уровне квалифицированных рабочих или техников в отрасли. Некоторые идут дальше — вузы также являются частью кластера. Отметим, что в Новосибирской области эту систему координирует Министерство труда, в Тамбовской области - это департамент образования, в Белгородской области создана отдельная структура «Департамент кадровой политики», в Татарстане  роль координатора выполняет Казанский Технологический Исследовательский Университет.

Имеются разные подходы, отличающиеся от немецкой системы, в которой чаще всего роль координатора выполняют торгово-промышленные и ремесленные палаты. При этом они обеспечивают взаимодействие как профессионального образования, так крупного, малого и среднего бизнеса вместе взятых. Именно поэтому для подтверждения использования дуальной формы обучения, как минимум, нужно подтверждение совместной разработки и реализации образовательной программы, а также наличие системы в самом регионе.

На пути к успеху необходимо избавиться от слабого звена. Таковым является методическая служба. Очень мало методистов занимают должности на региональном уровне. Далеко не каждая образовательная организация создаёт такой отдел. Но это крайне необходимый уровень квалификации среди педагогических работников профессиональных образовательных организаций.

Вот что ещё можно отнести к условиям успеха:

  • обеспечение доступности производственной практики на реальном рабочем месте (включая ресурс как компаний и предприятий, так и «учебных фирм»);
  • отработка всех видов работ, необходимых для квалификации во время практики;
  • создание учебно-производственных участков, отделов технического обучения на предприятиях;
  • создание условий для мотивации студента к профессиональной деятельности, добровольного закрепления на рабочем месте (корпоративная культура; инфраструктура предприятия);
  • качество работы выпускника соответствует требованиям работодателя, позволяет частично (не менее чем на половину) окупить затраты на обучение.

Из вебинара мы узнали, что необходимо для достижения успеха:

  • изменение мотивации сторон взаимодействия (кластерный, отраслевой подходы, базовое предприятие);
  • изменение подходов к стандартизации в образовании, включая процедуры оценивания;
  • вариативность программ при сохранении принципов компетентностного, практико-ориентированного подхода;
  • нормативная завершенность сетевой формы реализации образовательных программ с участием работодателей.

Видеозапись вебинара и дополнительные материалы к нему можно заказать по телефону +7 (499) 704-47-67

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Подготовка образовательных программ СПО с учётом требований профессиональных стандартов

    Подготовка образовательных программ СПО с учётом требований профессиональных стандартов

    Образование

    Дата проведения: 30 января 2018 года

    Формат: Всероссийский практический вебинар

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, педагогов и методистов

    Подробнее
    Система управления изменениями в организации: от планирования до внедрения

    Система управления изменениями в организации: от планирования до внедрения

    Образование

    Дата проведения: 27 - 28 марта 2018 года

    Формат: Семинар-тренинг

    Для руководителей всех уровней и отраслей

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях