Что нужно знать руководителю общеобразовательной организации о переходе на работу по профстандартам

В законодательстве этого года произошли изменения, которые коснулись перехода на профессиональные стандарты. В школах соответствующие планы были разработаны уже давно, но дело в том, что сроки их реализации уже устарели. Если директора школ не примут к сведению эти изменения, то при проверке инспекции по труду могут появиться серьёзные проблемы. 

Чтобы помочь руководителям избежать подобных трудностей, «Академия профессионального развития» организовала всероссийский практический семинар “Переход общеобразовательной организации к работе на основе профессиональных стандартов”. 

Семинар-практикум провела Елена Васильевна Зачесова, эксперт в области образовательного права, член авторских коллективов по разработке ФГОС и профстандартов в сфере образования. 

Елена Васильевна на семинаре-практикуме поставила своей целью помочь участникам разобраться в том, как и когда следует переходить на работу по профстандартам, а также проработать возможные сложности. 

Почему семинар проходил в формате практикума? Для того, чтобы участники сами могли ставить перед собой задачи, находить информацию, а также общаться между собой и делиться опытом. Это помогает не только погрузиться в проблему, но и обеспечить личное эмоциональное вовлечение. 

Такой подход к работе позволил добиться впечатляющих результатов: к концу третьего дня, участники настолько тесно начали взаимодействовать, что запланировали совместные мероприятия и договорились присылать друг другу образцы проработанных документов. 

Нормативно-правовое поле деятельности образовательной организации по применению профессиональных стандартов

Участники обсудили с экспертом нормативные новеллы, законы и подзаконные акты, касающиеся применения профстандартов в образовательных организациях, а также документы, регламентирующие разработку плана постепенного перехода на профстандарты в организациях общего образования. 

Новелла - это юридическое изменение, которое новый закон вносит в законодательство. 

В 2016 году из статьи 196 ТК РФ, в которой говорится о правах и обязанностях работодателя по подготовке и переподготовке кадров, были исключены первая и вторая части. Они теперь имеют отдельные статьи: 195.2 и 195.3. В них говорится о разработке и применении профстандартов. 

Минтруд утвердил профстандарты в 2013 году, а установил их применение в 2016 году. Но на сегодняшний день сроки введения профстандартов для педагогов были продлены до 1 января 2017 года. 

Елена Васильевна сообщила участникам, что в постановлении Правительства РФ от 22 января 2013 года был исключён пункт о применении профстандартов. Эксперт посоветовала всем убрать этот пункт и больше на него не ссылаться. 

В новом постановлении Правительства РФ от 27 июля 2016 года № 584 говорится об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, которые являются обязательными для применения государственными учреждениями. 

Таким образом получается, что если есть обязательные пункты, то существуют части, которые не обязательны для применения. Поэтому прежде чем начинать исполнение приказа, следует хорошо разобраться в этом документе. 

Номенклатура дел 

Елена Васильевна перечислила документы, которые регламентируют разработку плана постепенного перехода на профстандарты в организациях общего образования: 

  1. Приказы
  2. Положения
  3. ООП ОО
  4. Штатное расписание
  5. Должностные инструкции
  6. Коллективный трудовой договор
  7. Трудовой договор
  8. Штатная расстановка
  9. Распоряжения
  10. Планы, графики и др. 

Какие ошибки может допустить директор школы, организуя работу по переходу на профстандарты? 

  1. Руководители спешат приступить к выполнению приказа. В итоге получаются только отписки, а не реальные изменения.
  2. Переписывание документов из года в год. Законопроекты постоянно меняются, поэтому то, что было актуально в прошлом году, может потерять своё значение в текущем. 

Какие результаты были достигнуты по окончанию семинара? 

Как обычно, на практических семинарах результаты не могут считаться окончательными, потому что они требуют дополнительной работы. 

Поэтому, подводя итог работы, можно сказать только о документах, которые были представлены в конце семинара: проект плана перехода организации на работу по профстандартам, пошаговый план перехода на профстандарты административного отдела, методический проект.  

Одним из интересных моментов семинара стало выступление одной из участниц, представившей проект о решении заседания группы учредителей, которые планируют переход на работу по профстандартам для негосударственной образовательной организации, хотя для подобных организаций это делать совершенно не обязательно. Тем не менее, для себя они приняли решение, что переход на профстандарты им нужен. Их пример стал очень показательным, потому что организация чётко обозначила добровольность использования принятых профстандартов. 

Ещё одним из значимых моментов семинара стало решение участников о поддержании создания пошагового введения профстандартов, которое начинается далеко не с педагогических профстандартов. 

Почему это так важно? Отработав механизм работы сотрудников, чья деятельность не связана с детьми, можно избежать серьёзных последствий первых ошибок. 

О культурно-развлекательной части семинара 

Помимо образовательной части мероприятия, для участников была организована обзорная экскурсия по Казани, в ходе которой они увидели старейшую мечеть Марджани, а также усадьбу Зинаиды Николаевны Ушковой. 

Участники отметили потрясающий интерьер здания, оформленный в разных стилях, начиная от готического и заканчивая рококо. Хочется отметить, что это здание настолько уникально, что стало объектом культурного наследия федерального значения, а в настоящее время общедоступно для посещения, потому что в нём располагается Национальная библиотека Республики Татарстан. 

Каждый, кто впервые посещает Казань, непременно захочет прогуляться по территории музея-заповедника «Казанский Кремль». Именно там находится мечеть Кул-Шариф — главная джума-мечеть республики Татарстан. Благовещенский собор и падающая башня Сююмбике также очень популярны, благодаря своим интересным легендам и историей. 

В конце дня все остались очень довольны и уехали с воспоминаниями о Казани – городе, хранящем свои традиции и историю. 

Подводя итог... 

На семинаре руководители и иные специалисты общеобразовательных учреждений узнали не только о том, что необходимо изменить в локальных нормативных актах, но и пришли к единому мнению, что профстандарты не так страшны, если в них разобраться. 

Несмотря на то, что участники проделали огромную работу, им предстоит ещё очень многое. Поэтому следующий семинар будет посвящён работе с документами: как ссылаться на нормативные акты, какие пункты в профессиональных стандартах следует обязательно выполнить, а что можно принять добровольно.

Освоить уникальные и эффективные управленческие практики, методы, стратегии и технологии, Вы сможете на Всероссийском практическом семинаре «Системный подход для директора школы: от управления ресурсами к управлению результатами».

 

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Модернизация СПО: внедрение системы зачетных единиц как инструмента обеспечения качества программ профессионального образования

    Модернизация СПО: внедрение системы зачетных единиц как инструмента обеспечения качества программ профессионального образования

    Образование

    Дата проведения: 30 октября - 1 ноября 2018 года

    Формат: Всероссийская практическая конференция

    Для руководителей и заместителей профессиональных образовательных организаций

    Подробнее
    Окно возможностей для руководителя

    Окно возможностей для руководителя

    Образование

    Дата проведения: 5 - 23 ноября 2018 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей организаций всех форм собственности

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях