Принятие решений руководителем

Сорок лет назад в Америке алкогольная кампания Schlitz была второй в своей отрасли. Её директор Роберт Юйхлейн решил выйти на первое место за счёт уменьшения стоимости ингредиентов и ускорения процесса производства, чтобы увеличить объёмы и снизить цену. Сначала это привело к огромной прибыли, но затем из-за сильного снижения качества продажи стали падать. Тогда руководитель принял второе решение — ничего не делать, что в итоге привело к тому, что продажи упали почти до нуля, как и репутация кампании. Закончилось всё тем, что она была выкуплена конкурентами. Это — яркий пример неудачных управленческих решений.

Принятие решений — незаметная и неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Какой йогурт выбрать или чем заняться в выходной день — то, о чём постоянно задумывается каждый человек. Управленческие решения отличаются от обычных тем, что они более сознательны и имеют значительный уровень ответственности, потому что влияют на большие группы людей.

Если копнуть чуть глубже, то можно выделить четыре основных отличия управленческих решений от бытовых.

  1. Цель — не реализация собственных потребностей, а решение проблем всей организации.
  2. Личный выбор человека влияет на него и людей, которые его окружают. Выбор управленца часто касается всех его сотрудников, а иногда и региона. Например, если закрывается крупное предприятие, ощутимо повышается уровень безработицы.
  3. Почти всегда существует разделение на того, кто принял решение — менеджера и исполнителя или исполнителей, которые его реализуют.
  4. Принятие решения в организации — это формализованный, сложный и ответственный процесс, который требует профессиональной подготовки, наличия определённых навыков, знаний и полномочий.

Принятие решений руководителем — вопрос, который изучают разные науки. Для математиков — это использование рекомендованных методов и алгоритмов, для социологов важно влияние решений на общество, для психологов — мотивы, а экономисты подходят к вопросу с финансовой точки зрения. Для руководителя важны все эти аспекты.

Этапы принятия решения руководителем

  • Подготовка. Формулировка проблемы, которая требует решения, поиск, сбор и обработка всевозможных данных и информации, которые относятся к ней, анализ текущего положения дел в организации, в том числе и экономического.
  • Принятие. Определение всех альтернатив, отбор по выбранным критериям, выбор наилучшего.
  • Реализация. Доведение принятого решения до тех, кто отвечает за его исполнение, контроль за тем, как оно выполняется, внесение правок и изменений, если они нужны. Результат принятого решения тоже необходимо оценить, насколько он удовлетворил изначальный запрос и что пошло не так, если ожидания не оправдались.

На всех стадиях, особенно первой и третьей важно тщательно изучать всю доступную информацию, сохранять её и использовать любой опыт, особенно неудачный, для того чтобы сделать процесс принятия решений эффективнее в будущем. Проблемы руководителя при принятии решений, связанные с тем, что такой информации становится со временем всё больше и больше, решаются с помощью использования современных компьютерных технологий.

Методы принятия решений руководителем

Существует много различных методов, которые управленцы могут использовать, для того чтобы упростить принятие решений в зависимости от ситуации и условий и которые могут сделать этот процесс эффективнее.

  1. Диагностика — это поиск в проблеме деталей, которые наиболее важны, и концентрация именно на них. Особенно это эффективно, если ресурсы организации ограничены.
  2. Декомпозиция — разделение большой и сложной проблемы на простые части.
  3. Метод Дельфи, который имеет три основные черты:
  • анонимность, которая достигается с помощью различных способов опроса;
  • регулируемая обратная связь;
  • групповой ответ.

Этот метод получил своё названия от древнегреческого города, жрецы которого были известны своей способностью предсказывать будущее. В современном мире «предсказание» достигается путём сбора всевозможно статистической информации, которая способствует прогнозированию результатов.

  1. Метод аналогии основан на поиске решений через анализ аналогичных ситуаций и проблем.
  2. Экспертиза — вовлечение в процесс принятия решения компетентных специалистов, которые занимаются исследованием проблемы, что помогает снизить риск ошибки.

Ответственность

За решения, которые принимает руководитель, он же и несёт ответственность. Выделяют следующие её виды:

  • профессиональная — прописана в его должностной инструкции;
  • юридическая — регламенты и нормы государственного регулирования;
  • материальная — организационные положения и акты, описывающие материальную ответственность должностных лиц;
  • этическая — общие для всех сотрудников этические правила и ценности;
  • административная — регулируется гражданским и административным правом;
  • экономическая — возмещение ущерба от управленческого решения в денежном эквиваленте.

В процессе принятия управленческого решения ответственность за него играет важную роль, потому что невозможно избежать отрицательных последствий. Важно помнить, для того чтобы свести их к минимуму, нужно использовать системный подход, а отсутствие решения хуже плохого.

— Будьте готовы принимать решения, это самое важное качество руководителя, — говорил один из главных генералов американского штаба в период Второй мировой войны Джордж С. Паттон.

Если Вы хотите больше знать о современных методиках и техниках в работе руководителя в целом и о принятии управленческих решений в частности — примите участие в онлайн-марафоне «Как управлять хаосом?», который пройдёт 11 февраля — 1 марта 2019 года.

Поделитесь статьёй с коллегами!

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Образование

    Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее
    Секреты профессионального управления

    Секреты профессионального управления

    Образование

    Дата проведения: 1 - 19 апреля 2019 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей всех форм собственности

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях

    socials