Как проектная деятельность в детском саду влияет на обучение и развитие ребёнка?

Принципы и особенности современного воспитания

Дошкольное образование меняется, разрабатываются новые современные программы обучения, советская программа уходит, а родители выбирают то, что сами хотят для своего чада. Тем не менее, любая программа обучения должна быть направлена на укрепление физического и психического здоровья детей, раскрытие индивидуальных особенностей, расширение кругозора и мышления, навыков самостоятельности. 

ФГОС ДО определили основные принципы образования, соблюдаться которые должны в любой схеме работы дошкольного учреждения:

  • учёт индивидуальных особенностей ребёнка (здоровья, благополучия в семье, выбор содержания образования);
  • возможность усвоения программы обучения;
  • адекватность обучающей программы (с учётом возраста);
  • уважение к малышу, как к полноправному члену общества, сотрудничество детей и взрослых;
  • поддержка начинаний и инициативы детей, учёт мнения дошкольника, уважение его человеческого достоинства;
  • повышение самооценки;
  • знакомство и приобщение к социальным и культурным правилам общества;
  • развитие интересов во всех сферах деятельности;
  • совместное развитие детей разных этнических групп. 

Для регулирования вопросов воспитания, познавательного развития в дошкольных учреждениях принят Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Первостепенной программой по ФГОС является укрепление здоровья подрастающего поколения. По мнению Д. Б. Эльконина, изложенного в статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте», дети с 3 до 9 лет должны развиваться в одинаковом образовательном пространстве. Это наиболее уязвимый и сложный возраст. Развитие личности ребёнка дошкольного возраста должно обеспечиваться разными видами деятельности. 

Этапы развития дошкольника 

  1. Любопытство. Внешний интерес к предмету, к его яркости. Малыш 2-3 лет обращает внимание на вид предмета, а не его сущность.
  2. Любознательность. Этап проявления эмоций, удивления, радости. Стремление разгадывать загадки, изучать мир, задавать вопросы, например, «Почему трава зелёная?», «Почему вода мокрая?», «Для чего собаке хвост?».
  3. Познавательный интерес. Проявление интереса к сущности, закономерности, связи предметов и вещей, экспериментирование. Малыш сам отвечает на поставленные вопросы.
  4. Познавательная активность. Потребность в познании окружающего мира, удовлетворение от открытия неизвестного, усвоение информации.

У ребёнка есть:

  • заинтересованность;
  • паузы для раздумываний;
  • волнение;
  • действия, направленные на изучение свойств и строения предмета; притяжение к исследуемому предмету.

Знакомство на примере

ребенок учебники

Смена программ организации дошкольного образования привела к тому, что планирование образовательного процесса должно теперь соответствовать индивидуальным особенностям дошкольника. От педагога дошкольного учреждения требуются навыки владения современными образовательными технологиями. Наиболее подходящей технологией считается технология проектной деятельности.

Проектная деятельность в детском саду — это коллективная и самостоятельная работа, завершённый творческий процесс, представляющий очевидный результат для развития дошкольников. 

Проектная деятельность направлена на следующие аспекты воспитания детей:

  • приобретение исследовательского опыта;
  • осознание дошкольником своих интересов и развитие навыков их реализации;
  • формирование целеустремлённости, активности, самостоятельности и дружелюбия. 

Проектная деятельность в ДОУ ориентирована на результат, который достигается совместной работой малыша и взрослого (или со сверстниками) над практической задачей. В процессе сотрудничества дети развивают умение договариваться, учатся работать в коллективе, приходить к общему решению и делать выводы. Проектная деятельность раскрывает индивидуальность каждого ребёнка, формирует его характер, раскрывает интересы и потребности. 

Во время проектной деятельности обязательно нужно прибегать к исследованиям. По мнению А. И. Савенкова, принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-то заранее планируемого объекта. 

Исследование — процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний (Психологические основы подхода к обучению: Учебное пособие. М.: «ось-89», 2006. С.300). 

Дошкольник не обязан ограничиваться шаблонами, рамками и результатами, обучение должно быть гибким и свободным, в игровой форме. В процессе работы нужно стремиться не только к конечному результату, а видеть процесс и варианты. 

Проектная деятельность в ДОУ презентация

Дети играют 

Работа разделяется на несколько этапов:

  • постановка задач: цель и замысел проекта, название темы;
  • планирование: отбор средств и направление работы для получения цели;
  • практическая часть: реализация проекта;
  • подведение итогов: анализ и презентация полученного продукта, постановка новой цели (проектов). 

Главная роль в обучении принадлежит педагогу, который мотивирует детей на создание творческого проекта. В процессе работы открываются не только индивидуальные особенности детей, но и повышается коллективная сплочённость, что особенно важно в дошкольном возрасте. 

Подводя итоги

Программа обучения в детском саду, принцип уважения личности, развитие самостоятельности (в бытовых навыках, мышлении, выражении себя) играют первостепенную роль. Помощь педагога и построение обучения в ДОУ должны быть ориентированы на развитие личности и открытие индивидуальности каждого малыша.

О нововведениях в сфере дошкольного образования, Вы сможете узнать на Всероссийской научно-практической конференции «Проектирование устойчивого развития ДОУ: платные услуги, стандартизация, экспертиза программ».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Системный подход для директора школы: от управления ресурсами к управлению результатами

    Системный подход для директора школы: от управления ресурсами к управлению результатами

    Образование

    Дата проведения: 31 июля - 3 августа 2018 года

    Формат: Всероссийский практический семинар

    Для руководителей средних общеобразовательных учреждений

    Подробнее
    Разработка учебно-методического сопровождения ФГОС СПО

    Разработка учебно-методического сопровождения ФГОС СПО

    Образование

    Дата проведения: 31 июля 2018 года

    Формат: вебинар

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, педагогов и методистов

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях