Виды проектной деятельности в СПО

Проектная деятельность в СПО: виды и преимущества

Применение метода проектов в профессиональном образовании даёт образовательной организации ряд преимуществ: сочетая в себе теоретические знания и практические умения, проектная деятельность формирует у студентов навыки исследовательской, творческой и прикладной работе.

В учебном 2017-2018 году 1000 колледжей, техникумов и училищ будут работать по стандартам WorldSkills, готовить студентов по ТОП-50 и проводить демонстрационный экзамен. Российское профобразование движется по пути развития практико-ориентированного обучения.

Совместить теорию и практику в подготовке специалистов поможет в своё время забытый метод проектов, который стал темой вебинара «Проектная деятельность как часть учебного процесса в учреждениях СПО».

Экспертом онлайн-семинара выступил Дмитрий Анатольевич Шевченко, заведующий кафедрой Московского политехнического университета, профессор маркетинга и рекламы, доктор экономических наук, почётный член совета Гильдии маркетологов.

Шевченко часто применяет в своей педагогической деятельности метод проектов. Ещё в 2011 году в докладе на заседании Совета Института экономики, управления и права РГГУ Шевченко говорил о процессе организации проектной деятельности:

Аудиторное время должно быть потрачено на раскрытие существа и содержания проблем в курсах и дисциплинах на лекциях и консультации, обсуждение трудностей и сложностей в решение проектов и задач – в индивидуальном формате на семинарах и дистанционно: по электронной почте, в блогах, журналах и сетях.

Таким образом, Шевченко утверждает, что в проектной деятельности должна быть большая доля самостоятельности студентов.

В рамках вебинара Дмитрий Шевченко поделился опытом с более чем двадцатью педагогами из разных регионов страны. Шевченко отметил, что цель метода проектов заключается в развитии профессиональных навыков, поэтому участие лидеров индустрии в проектной деятельности обязательно.

Как организовать проектную деятельность?

Работа над проектом зависит от выбранного вида проектной деятельности. Проекты бывают творческими, исследовательскими и практико-ориентированными.

Творческие проекты

Проекты этого типа направлены на получение творческого продукта: газеты, сочинения, видеоролика, мероприятия и так далее. Поэтому такие проекты не требуют детально проработанной структуры совместной деятельности студентов и преподавателей. Она только намечается и развивается в соответствии с конечным результатом.

При этом работа над творческим проектом требует продуманности формы и структуры конечного результата:

  • KPI – ключевые показатели эффективности;
  • разработка брифа и сценарий события;
  • план рекламного сообщения в Интернет;
  • подготовка статьи для СМИ, сайта или социальных сетей;
  • дизайн.

Исследовательские проекты

Исследовательские проекты направлены на получение научного знания, характеризующегося новизной и теоретической или практической значимостью.

Проекты этого типа напоминают по структуре дипломную или диссертационную работу, так как требуют обозначения актуальности избранной темы и формулировки проблемы. После того, как актуальность и проблема обозначены, определяются объект и предмет исследования, ставится цель и определяются связанные с нею задачи. Исходя из этого, выдвигается гипотеза решения проблемы и описываются теоретические и эмпирические методы исследования.

По завершению исследовательской работы формулируются результаты и выводы, обозначаются новые исследовательские проблемы.

Практико-ориентированные проекты

Цель прикладных проектов заключается в получении результата, ориентированного на социальные интересы самих участников проектной работы.

Например, на основе результатов исследований разрабатываются следующие документы:

  • программа действий по решению выявленных проблем;
  • проект технического решения – дизайн автомобиля, автобусной остановки, кафе и так далее.

В отличие от творческих, прикладные проекты требуют тщательно продуманной структуры. Для этого необходимо:

  • определить поэтапные действия с указанием промежуточного и конечного результатов;
  • определить функции каждого участника;
  • скоординировать и скорректировать их деятельность;
  • оценить возможные способы внедрения результатов проекта;
  • учесть возможные риски и прочее.

Зачем нужна проектная деятельность?

Проектная деятельность развивает творческое мышление, делает учебный процесс личностно значимым для учащихся, помогает раскрыть творческий потенциал и проявить исследовательские способности студентов.

Разумеется, не во всякой профессиональной деятельности есть простор для креатива, однако умение мыслить творчески поможет студенту при возникновении непредвиденных, спорных и конфликтных ситуаций.

Для студента проект – это возможность:

  • научиться проводить маркетинговый анализ рынка;
  • познакомиться с запуском краудфандинговой платформы;
  • научиться применять полученные знания, умения и навык;
  • создать потенциальный стартап;
  • продемонстрировать достигнутый результат;
  • проявить инициативу и самостоятельность.

Метод проектов предполагает выполнение законченной работы, которая даёт наглядный результат, формирует прочные связи студента с будущей профессиональной деятельностью и способствует активному приобретению знаний, умений, навыков и компетенций.

Для педагогов проект – это дидактическое средство решения педагогических и образовательных задач.

Метод проектов решает компетентностные задачи:

  • развитие аналитических способностей;
  • усиление побуждения к инновациям;
  • личностное развитие, проявление инициативы и креативности;
  • содействие открытому обсуждению и обмену опытом;
  • развитие способности демонстрировать результативность своих планов и решений.

Проектная работа является фактором общения и пространством для самореализации, применения и проверки накопленного опыта. Проектная деятельность выводит студентов на подлинное сотрудничество и создаёт условия для внутренней активности личности.

Дмитрий Шевченко советует привлекать к работе над проектами работодателей, изучать опыт коллег и обращаться в региональные методические центры. Также эксперт рекомендует уделять внимание сайту как визитной карточке профессиональной образовательной организации. Сайт ПОО играет роль информационного источника для студентов и их родителей и является инструментом для обмена опытом с коллегами.

Пример удачного оформления сайта ПОО

Делитесь своими достижениями на сайте вашей образовательной организации и анализируйте подобную информацию на сайтах ваших коллег.

Практика показывает, что выпускники при устройстве на работу нередко испытывают трудности из-за того, что не умеют работать в команде. Проектный подход помогает студентам привыкнуть к командной работе.

В основе проектной работы лежит внеаудиторная деятельность: это не традиционные лекции и семинары, а включение студентов в учебные, исследовательские, профессиональные проекты. В соответствии с новыми ФГОС проектная и исследовательская работа составит не менее 20 % общей трудоёмкости образовательной программы.

Подготовиться к изменениям в сфере СПО вы сможете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца». Зарегистрируйтесь прямо сейчас. Будьте на шаг впереди.

Комментарии

Ближайшие мероприятия

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Образование

Дата проведения: 17 - 19 декабря 2019 года

Формат: Международная конференция

Для руководителей профессиональных образовательных организаций

Подробнее

Все мероприятия

Отзывы участников

Все отзывы

Мы в социальных сетях