Как предотвратить профессиональное и эмоциональное выгорание педагогов?

Выгорание педагогов: насколько это серьёзно?

Экстремальный стресс на работе, который приводит к эмоциональному, физическому и психологическому истощению, можно назвать современной эпидемией среди педагогов.

Исследование американской федерации учителей в 2017 году выяснило следующее:

  • 61 % педагогов отмечают, что часто или постоянно испытывают стресс на работе;
  • 58 % опрошенных же заявило, что результатом этого стресса стало ухудшение здоровья, в основном психологического.

Большинство публикаций на тему эмоционального и профессионального выгорания педагогов уделяют внимание тому, по каким признакам определяется наличие синдрома, какие действия помогут предотвратить выгорание и какие шаги предпринять руководителю образовательного учреждения или педагогу. Важный элемент, который часто игнорируется — что такое выгорание по сути.

Суть синдрома профессионального выгорания у педагогов

Редко упоминается, что выгорание — это депрессия, причиной которой является работа. Исследование, опубликованное в «Journal of Clinical Psychology», пришло к выводу, что выгорание и депрессия часто накладываются друг на друга. Точнее, у учителей с синдромом эмоционального выгорания также наблюдаются симптомы депрессии:

  • потеря интереса к любому виду деятельности;
  • перемены настроения;
  • истощение и другие.

Чем сильнее выгорание, тем больше признаков депрессии у педагога. Другое исследование, которое опубликовано в «International Journal of Stress Management», показывает, что 90 % участников, которые набрали много баллов по шкале выгорания, подходят по критериям и для предварительного диагноза депрессии.

При такой очевидной связи будет логичным дать новое определение профессиональному выгоранию и признать его формой депрессии. Но, к сожалению, многие публикации по теме игнорируют такую связь. Популярные советы педагогам, которые испытывают выгорание, ограничиваются предложением больше общаться с друзьями и близкими, взять отпуск и другими способами самопомощи.

Эта стратегия хороша для предотвращения эмоционального выгорания педагогов, но не даёт гарантированного результата в избавлении от него. Ключевая характеристика депрессии — невозможность получать удовольствие от того, что нравилось раньше. Получается, что те советы и рекомендации, не помогающие справиться с депрессией и её симптомами, часто оказываются лишь временным решением проблемы.

Например, педагоги часто считают, что летние каникулы помогут отдохнуть и избавиться от симптомов выгорания. Но исследования показывают, что через 2―3 недели после выхода на работу симптомы возвращаются. Пока учителя, руководители образовательных учреждений и другие педагогические работники будут игнорировать саму суть проблемы, мы продолжим видеть статьи, которые только поверхностно затрагивают тему того, как помочь людям, страдающих от синдрома эмоционального выгорания ― депрессии, вызванной работой.

Стратегии борьбы с выгоранием

Эта проблема намного серьёзнее, чем зачастую преподносится. Из-за этого важно изменить подход к тому, как помогать педагогам, которые с ней сталкиваются. Выгорание напрямую связано с депрессией, поэтому перегоревшим педагогам будет необходима профессиональная медицинская и психологическая помощь, чтобы справиться с симптомами.

Для школ критично предотвращать и решать проблемы психологического здоровья в педагогическом коллективе. В обратном случае всё выльется в крайне нежелательные последствия: от снижения качества образования до вреда здоровью педагога. Для этого руководитель должен использовать полный набор стратегий предотвращения и решения проблемы профессионального выгорания педагогов.

Как руководителю предотвратить выгорание:

  1. Создать доброжелательную корпоративную культуру, в которой проблемы психологического здоровья будут восприниматься адекватно. Это важно, потому что, по результатам исследования, как минимум треть педагогов не рассказывает о них из-за стигматизации этой темы.
  2. Понять, что выгорание связано с организационными факторами. Это важно потому, что многие до сих пор верят, что проблема в самом учителе. Конечно, на кого-то стресс влияет сильнее. Но утверждая, что они сами виноваты и проблема исключительно индивидуальна, вы никак её не решите.
  3. Изучить факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания педагогов, чтобы снизить их негативные проявления. Обратите внимание, что для этого не всегда требуются дополнительные денежные траты. Некоторые стратегии включают в себя улучшение сотрудничества внутри коллектива, использование современных обучающих техник и мотивацию педагогов на чёткое разделение работы и личной жизни.
  4. Обучать сотрудников, от учителей до руководителей, распознаванию тревожных сигналов возникновения проблем с психологическим здоровьем и оказанию правильной помощи тем, кто с ними столкнулся.

Как руководителю помочь педагогам с синдромом профессионального выгорания:

  1. Изучить ситуацию, непредвзято выслушать сотрудника, и заверить его, что всё наладится.
  2. Убедить обратиться за профессиональной помощью: к психологу или консультанту.
  3. Побудить к использованию стратегий помощи и самопомощи.

В решении проблемы профессионального выгорания педагогов поможет создание корпоративной культуры, в которой обсуждение психологических проблем не является запретной темой. Не менее важно обучать сотрудников, как их решать. Если этого не делать, мы продолжим видеть гигантские цифры в исследованиях и слышать про эпидемию выгорания среди учителей, а также врачей и многих других профессий.

Комментарии

Ближайшие мероприятия

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Образование

Дата проведения: 17 - 19 декабря 2019 года

Формат: Международная конференция

Для руководителей профессиональных образовательных организаций

Подробнее

Все мероприятия

Отзывы участников

Все отзывы

Мы в социальных сетях