Формирование и развитие профессиональных компетенций педагога профессионального образования

Что входит в профессиональные компетенции педагога СПО и как их развить?

Педагог — ключевая фигура: от него зависит успешность обучения студентов. Поэтому важно знать, какими знаниями, навыками и личностными характеристиками обязан обладать преподаватель и как их развивать.

В современном мире ужесточились требования к профессиональной компетенции педагога. Раньше преподаватель мог из года в год рассказывать студентам одни и те же лекции, в одном и том же формате. На сегодняшний день мало того, что появляются «цифровые» специальности, для которых нужно писать новые образовательные программы, так ещё изменился формат обучения, например, появилось дистанционное образование. Чтобы соответствовать современным профессиональным требованиям к педагогу, необходимо иметь гибкое мышление и уметь быстро адаптироваться к новым условиям работы.

Что же включает в себя профессиональная компетенция педагога профессионального образования? Знания, ценностные ориентации, умение разрешать конкретные педагогические задачи и уровень культуры. Для реализации программ по ФГОС педагог должен обладать всеми необходимыми профессиональными компетенциями.

Компоненты профессиональной компетентности педагога

Профессиональная компетенция состоит из следующих компонентов:

  • социальная компетентность - навыки профессионального общения со студентами и коллегами;
  • личная компетентность — стремление к постоянному совершенствованию своих профессиональных навыков, умений;
  • аутокомпентентность — объективное представление о своих профессионально-социальных качествах и умение справляться с трудностями на работе;
  • экстремальная компетентность — умение действовать быстро в критических и стрессовых ситуациях.

Все эти компоненты должны присутствовать в работе педагога, они определяют его уровень профессиональных компетенций.

7 групп педагогических умений

По этим семи группам педагогических умений можно провести оценку профессиональной компетенции педагога:

  • познавательные умения заключаются в способности педагога искать и усваивать новую информацию;
  • дидактические умения определяются тем, насколько педагог способен ставить определённые цели, выбирать подходящие методы обучения конкретной группы студентов;
  • коммуникативные умения заключаются во владении педагогом ораторскими навыками;
  • идеалистические умения заключаются в способности педагога пропагандировать среди студентов значимость процесса обучения;
  • организационные умения определяются тем, насколько педагог эффективно реализует учебный процесс и мотивирует студентов;
  • рефлексивные умения заключаются в способности педагога анализировать свою деятельность и делать «работу над ошибками»;
  • профессиональные умения определяются тем, насколько педагог владеет теорией и навыками дисциплины, которую преподаёт.

Модель профессиональной компетенции педагога представляет единство теоретических знаний и практических навыков.

Повышение компетентности с помощью проектной деятельности и модульной накопительной системы

Повышение профессиональной компетенции педагога возможно с помощью проектной деятельности. Проект — это создание нового продукта, в ходе которого студент учится собирать информацию, анализировать её, а также отрабатывает свои навыки на практике. Проектная деятельность — это не только возможность проявить творческую активность для студента, но это один из вариантов совершенствования профессиональных компетенций педагога. Работа над проектом помогает развить недостающие навыки, а также удовлетворить педагогические потребности.

Второй вариант формирования профессиональных компетенций педагога — это использование модульной накопительной системы, которая включает в себя:

Повышение квалификации проходит по заявкам от организации или лично от педагога. Однако повышать её необходимо не реже чем один раз за пять лет.

Самообразование как способ повышения компетентности

Развитие профессиональных компетенций педагога возможно посредством обучения. Например, самообразование позволяет быть в курсе последних изменений в образовании и соответствовать современным профессиональным требованиям к педагогу.

Особенности самообразования:

  • отсутствует контроль со стороны руководства;
  • имеет структуру и план, которые разработал сам педагог;
  • процесс непрерывен, не имеет конечного результата.

Виды деятельности, через которые осуществляется самообразование:

  • чтение специализированной литературы;
  • посещение тренингов, конференций;
  • обмен опытом с коллегами;
  • участие в профессиональных конкурсах;
  • освоение новых методов обучения и т. п.

Одна из главных задач руководителя учреждения СПО ― создание всех необходимых условий повышения профессиональной компетенции педагогов. Развить необходимые для этого навыки вы сможете на Международном тренинге «Технологии вовлекающего лидерства», который пройдёт 24―25 сентября в Москве. Приходите на тренинг, и вы научитесь приёмам мотивации и развития ваших сотрудников.

Комментарии

Ближайшие мероприятия

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Образование

Дата проведения: 17 - 19 декабря 2019 года

Формат: Международная конференция

Для руководителей профессиональных образовательных организаций

Подробнее

Все мероприятия

Отзывы участников

Все отзывы

Мы в социальных сетях