Формирование компетенций на основе профстандарта учителя

 

Профстандарт учителя регулирует как трудовые отношения между работником и работодателем, так и отношения, возникающие между педагогическим сообществом и гражданином, желающим подтвердить квалификацию.

Второй момент гораздо важнее первого, поскольку препятствует сведению профстандарта к должностной инструкции учителя. В отличии от неё, стандарт разрабатывается на основе анализа профессиональной деятельности и описывает требования к ней.

Будет ли введён профстандарт для учителей с 2017 года?

Многие знают, что профессиональный стандарт педагога был утверждён приказом Минтруда РФ 18 ноября 2013 года. Он интересен тем, что значится под номером один в реестре профессиональных стандартов.

Сначала введение профстандарта было запланировано на 1 января 2015 года. Однако многие положения и требования документа вызвали критику. Поэтому его введение перенесли на 1 января 2017 года.

Но в августе этого года срок снова был изменён. Изменения в документ будут вноситься в течение следующего года, поэтому уже сейчас можно утверждать, что профстандарт учителя с 1 января 2017 года введён не будет.

Развитие педагогических компетенций и повышение качества образования

Применение требований профстандарта учителя в работе школы повысит качество образования. Уже в процессе перехода на его применение должна соответствующим образом измениться система повышения квалификации, чтобы компетенции учителя соответствовали требованиям этого документа.

Это особенно важно, поскольку в образовательных организациях применение профстандартов будет обязательным. 

Какие же компетенции должны развивать педагоги, чтобы соответствовать профстандарту учителя?

Эксперты выделяют четыре группы компетенций по сферам профессиональной деятельности. 

Нормативно-правовая сфера

  1. Практическое применение положений законодательства о правах ребёнка и образовании, а также ФГОС.
  2. Выполнение требований официальных документов, которые регулируют деятельность школы и проведение мероприятий вне её.

 Психолого-физиологическая сфера

  1. Использование знаний возрастной психологии и закономерностей, индивидуальных особенностей жизненного пути, социализации личности, диагностических приёмов.
  2. Ориентация в образовательном процессе на индивидуальные особенности обучающегося.
  3. Владение и использование основ психодиагностики и диагностики основных признаков отклонений развития детей.

 Социально-культурологическая сфера

  1. Знание закономерностей формирования детско-взрослых сообществ, их использование в образовательном и воспитательном процессе.
  2. Умение эффективно взаимодействовать с родителями, используя знания о закономерностях семейных отношений.
  3. Умение работать со смешанными сообществами, в которые входят дети и взрослые.

 Общепедагогическая сфера

  1. Применение современных педагогических и воспитательных технологий, дидактических приёмов, принципов деятельностного подхода.
  2. Понимание и использование научных представлений о результатах обучения, способах их достижения и оценки.
  3. Проектирование образовательного процесса с использованием закономерностей его организации.
  4. Применение теории и технологии учёта возрастных особенностей обучающихся.

Здесь приведены лишь некоторые компетенции, которые должен освоить педагог. Стоит отметить, что в профстандарте учителя не идёт речь о компетенциях. В нём перечислены трудовые функции, которые должен выполнять педагог.

Чтобы провести самооценку готовности к выполнению трудовых функций, перечисленных в профстандарте, скачайте лист самооценки

В заключение отметим, что при подготовке должностной инструкции учителя в соответствии с профстандартом для каждого педагога будет конкретизироваться набор трудовых функций и устанавливаться квалификационный разряд. Поэтому опасения многих педагогов, которые считают, что их могут уволить или заставят проходить курсы повышения квалификации, совершенно беспочвенны.

Дети с ОВЗ и как с ними работать педагогам? По это теме пройдёт целая конференция: «Создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду и школе» — ссылка

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Разработка оценочных средств для программ СПО в соответствии с требованиями ФГОС

    Разработка оценочных средств для программ СПО в соответствии с требованиями ФГОС

    Образование

    Дата проведения: 28 февраля 2018 года

    Формат: Всероссийский практический вебинар

    Для руководителей образовательных учреждений СПО

    Подробнее
    Система управления изменениями в организации: от планирования до внедрения

    Система управления изменениями в организации: от планирования до внедрения

    Образование

    Дата проведения: 27 - 28 марта 2018 года

    Формат: Семинар-тренинг

    Для руководителей всех уровней и отраслей

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях