Психолого-педагогические условия в ДОУ

1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

Только в XIX веке люди стали задумываться, можно ли считать маленького ребёнка человеком, и только в XX веке открыли детство, и уже после этого постепенно стали понимать, что дошкольник — это не чистый лист, из которого можно вырастить кого угодно, а личность, к которой педагог должен относиться уважительно. Нужно для этого придерживаться следующих принципов:

  • общение на равных;
  • авторитет вместо доминирования;
  • поиск компромиссов вместо прямолинейных запретов;
  • разумность требований и ожиданий;
  • объяснение, а не критика;

2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)

В государственных детских садах и в большинстве частных детей дошкольного возраста принято делить на пять групп по возрасту:

  1. Кратковременное пребывание (от 1 до 3 лет). Основная цель занятий в этой группе — помочь ребёнку войти в общий социум и адаптироваться к нему. Происходить это должно в непринуждённой и игровой форме.
  2. Младшая (от 3 до 4 лет). При работе с этой группой нужно учитывать, что в этом возрасте активно формируется личность, черты характера и привычки.
  3. Средняя (от 4 до 5 лет). Тут продолжает формироваться личность и характер, но дети уже уделяют больше внимания оценке окружающих и самих себя, стараются подражать взрослым.
  4. Старшая (от 5 до 6 лет). Дошкольникам этого возраста нужно содействовать в развитии интеллектуальных и речевых способностей, умения запоминать и анализировать.
  5. Подготовительная (от 6 до 7 лет). Это больше похоже на демоверсию первого класса, работа с детьми этого возраста должна быть направлена на то, как подготовить их к школе в физическом эмоциональном, интеллектуальном плане. А о том, как разработать программу для этой группы можно прочитать в книге Оксаны Скоролуповой «Рабочая программа подготовительной к школе группы».

3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития

Для соблюдения психолого-педагогического условия взаимодействия взрослого и ребенка педагоги ДОУ должны понимать нужды каждого дошкольника, его интересы, наклонности, особенности эмоционального и интеллектуального развития. Лучше всего для этого подходит комплекс мер, который состоит из:

  • наблюдения за ребёнком с первых дней пребывания в детском саду;
  • общения с родителями, анкетирования;
  • развивающих игр.

Для более тщательного изучения возможностей и интересов ребёнка нужно вести учёт информации, которую вы о нём узнали, для последующей передачи её педагогу-психологу.

4. Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности

Потребность ребёнка в общении со сверстниками начинает складываться на третьем году жизни, а к 6-7 годам она становится приоритетнее потребности в общении со взрослым. Очень важно, чтобы педагог выступал организатором совместной деятельности, потому что именно она оказывает влияние на формирование положительного и доброжелательного отношения детей друг к другу. Без участия взрослого регуляция взаимодействия дошкольников в естественных жизненных условиях происходит не всегда.

Для выполнения этого психолого-педагогического условия педагоги должны развивать у дошкольника умение сочувствовать и переживать, бороться с их стремлением обособить себя от ровесников, придумать или использовать такие виды совместной деятельности детей, которые будут привлекательны и интересны.

Для того чтобы сформировать доброжелательные взаимоотношения, нужно:

  1. На этапе знакомства помочь преодолеть отчуждённость и страх быть отвергнутым, помочь ребёнку выразить своё настроение, эмоции, ощущения. Для этого можно, например, организовать экскурсию для новичка, которую проведут его сверстники, или любые игры, которые посодействуют знакомству.
  2. Научить детей относиться друг другу как к субъекту, а не объекту. Чем младше дошкольник, тем меньше его интересуют другие ребята. Большинство взаимодействий заканчивается из-за нежелания реагировать, поэтому педагог должен развивать в группе сплочённость, единство, учить прислушиваться и действовать сообща.
  3. В каждом коллективе будут непопулярные и обособленные дети, отдельные усилия нужны для того, чтобы заинтересовать в совместной деятельности и их.

5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности

Педагоги ДОУ должны организовать самостоятельную деятельность детей так, чтобы у них постоянно были возможности для развития наблюдательности, памяти, умения сравнивать, действовать и добиваться цели, которую они ставят самостоятельно. Главный принцип — то, что интересно, запоминается лучше.

Чтобы стимулировать непосредственно самостоятельность, нужно включать детей в процесс обсуждения предстоящей совместной работы, например, при оформлении помещения перед праздником. Очень хорошо помогает также пример взрослых, а именно экскурсии или прогулки, во время которых можно наблюдать, как люди работают.

Для поддержки инициативы у дошкольника нужно поощрять высказывание оригинальных идей, предоставлять возможность задавать вопросы, побуждать к самостоятельному применению полученных знаний в игре и самостоятельному решению игровых задач.

6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

К психолого-педагогическим условиям реализации программы относят и одно из основных требований ФГОС ДО к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободы выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности.

При создании такой среды нужно следовать следующим принципам:

  1. Принцип постоянного изменения окружения.
  2. Принцип общения «глаза в глаза».
  3. Принцип разнообразия пространства.
  4. Гендерный принцип.
  5. Эстетический принцип.

Подробнее эти принципы и создание предметно-развивающей среды в детском саду описаны в статье «Развивающая среда в ДОУ по ФГОС».

7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия

Часто это бывает очень сложно, потому что многие дети, которые подверглись физическому или психологическому насилию в семье, на улице или в другом месте, отказываются делиться переживаниями и боятся показать синяки или рассказать об этом. Задача педагога — по совокупности признаков узнать о наличии проблемы, решить её и предотвратить повторение.

Внимание нужно обратить на:

  • физическое состояние — есть ли проблемы с весом, ростом или внешним видом;
  • эмоциональное состояние — свойственны ли ребёнку тревожность, перепады настроения, подавленность;
  • интеллектуальное состояние — есть ли трудности в развитии речи, памяти, снижена ли успеваемость;
  • поведение в целом и отношение к сверстникам в частности — свойственны ли ребёнку замкнутость, гиперактивность, пассивность, жестокость, нежелание играть со сверстниками.

Виновником психологического насилия может оказаться и воспитатель, если, например, будет слишком усердствовать при наказании и критике ребёнка, либо если будет игнорировать его. Этим психологическое насилие и опасно — оно несёт такой же вред, как и физическое, но его может не заметить за собой даже педагог.

8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность

Чтобы выполнить это требование ФГОС ДО, педагогу нужно действовать примерно так же как с ребёнком — родителей нужно заинтересовать. Для этого можно использовать не только привычные формы общения как родительское собрание, но и такие, которые будут интересны всем участникам и помогут сформировать атмосферу сотрудничества и доверия. Это могут быть всевозможные тренинги с психологами, круглые столы, дискуссии, КВН, мастер-классы и многое другое.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт», которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Оставьте комментарий

    Ближайшие мероприятия

    Внедрение ФГОС СОО

    Внедрение ФГОС СОО

    Образование

    Дата проведения: 23 - 26 июля 2019 года

    Формат: Международный проектировочный семинар-тренинг

    Для руководителей общеобразовательных организаций

    Подробнее
    Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с международными стандартами. Конструируем колледж нового образца

    Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с международными стандартами. Конструируем колледж нового образца

    Образование

    Дата проведения: 24 - 26 июля 2019 года

    Формат: Международный проектно-аналитический семинар

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях

    socials