Психолого-педагогические условия в ДОУ
1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях
Только в XIX веке люди стали задумываться, можно ли считать маленького ребёнка человеком, и только в XX веке открыли детство, и уже после этого постепенно стали понимать, что дошкольник — это не чистый лист, из которого можно вырастить кого угодно, а личность, к которой педагог должен относиться уважительно. Нужно для этого придерживаться следующих принципов:
- общение на равных;
- авторитет вместо доминирования;
- поиск компромиссов вместо прямолинейных запретов;
- разумность требований и ожиданий;
- объяснение, а не критика;
2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)
В государственных детских садах и в большинстве частных детей дошкольного возраста принято делить на пять групп по возрасту:
- Кратковременное пребывание (от 1 до 3 лет). Основная цель занятий в этой группе — помочь ребёнку войти в общий социум и адаптироваться к нему. Происходить это должно в непринуждённой и игровой форме.
- Младшая (от 3 до 4 лет). При работе с этой группой нужно учитывать, что в этом возрасте активно формируется личность, черты характера и привычки.
- Средняя (от 4 до 5 лет). Тут продолжает формироваться личность и характер, но дети уже уделяют больше внимания оценке окружающих и самих себя, стараются подражать взрослым.
- Старшая (от 5 до 6 лет). Дошкольникам этого возраста нужно содействовать в развитии интеллектуальных и речевых способностей, умения запоминать и анализировать.
- Подготовительная (от 6 до 7 лет). Это больше похоже на демоверсию первого класса, работа с детьми этого возраста должна быть направлена на то, как подготовить их к школе в физическом эмоциональном, интеллектуальном плане. А о том, как разработать программу для этой группы можно прочитать в книге Оксаны Скоролуповой «Рабочая программа подготовительной к школе группы».
3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития
Для соблюдения психолого-педагогического условия взаимодействия взрослого и ребенка педагоги ДОУ должны понимать нужды каждого дошкольника, его интересы, наклонности, особенности эмоционального и интеллектуального развития. Лучше всего для этого подходит комплекс мер, который состоит из:
- наблюдения за ребёнком с первых дней пребывания в детском саду;
- общения с родителями, анкетирования;
- развивающих игр.
Для более тщательного изучения возможностей и интересов ребёнка нужно вести учёт информации, которую вы о нём узнали, для последующей передачи её педагогу-психологу.
4. Поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности
Потребность ребёнка в общении со сверстниками начинает складываться на третьем году жизни, а к 6-7 годам она становится приоритетнее потребности в общении со взрослым. Очень важно, чтобы педагог выступал организатором совместной деятельности, потому что именно она оказывает влияние на формирование положительного и доброжелательного отношения детей друг к другу. Без участия взрослого регуляция взаимодействия дошкольников в естественных жизненных условиях происходит не всегда.
Для выполнения этого психолого-педагогического условия педагоги должны развивать у дошкольника умение сочувствовать и переживать, бороться с их стремлением обособить себя от ровесников, придумать или использовать такие виды совместной деятельности детей, которые будут привлекательны и интересны.
Для того чтобы сформировать доброжелательные взаимоотношения, нужно:
- На этапе знакомства помочь преодолеть отчуждённость и страх быть отвергнутым, помочь ребёнку выразить своё настроение, эмоции, ощущения. Для этого можно, например, организовать экскурсию для новичка, которую проведут его сверстники, или любые игры, которые посодействуют знакомству.
- Научить детей относиться друг другу как к субъекту, а не объекту. Чем младше дошкольник, тем меньше его интересуют другие ребята. Большинство взаимодействий заканчивается из-за нежелания реагировать, поэтому педагог должен развивать в группе сплочённость, единство, учить прислушиваться и действовать сообща.
- В каждом коллективе будут непопулярные и обособленные дети, отдельные усилия нужны для того, чтобы заинтересовать в совместной деятельности и их.
5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности
Педагоги ДОУ должны организовать самостоятельную деятельность детей так, чтобы у них постоянно были возможности для развития наблюдательности, памяти, умения сравнивать, действовать и добиваться цели, которую они ставят самостоятельно. Главный принцип — то, что интересно, запоминается лучше.
Чтобы стимулировать непосредственно самостоятельность, нужно включать детей в процесс обсуждения предстоящей совместной работы, например, при оформлении помещения перед праздником. Очень хорошо помогает также пример взрослых, а именно экскурсии или прогулки, во время которых можно наблюдать, как люди работают.
Для поддержки инициативы у дошкольника нужно поощрять высказывание оригинальных идей, предоставлять возможность задавать вопросы, побуждать к самостоятельному применению полученных знаний в игре и самостоятельному решению игровых задач.
6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
К психолого-педагогическим условиям реализации программы относят и одно из основных требований ФГОС ДО к образовательной среде в ДОУ — предоставить ребёнку возможность свободы выбора деятельности, в которой он сможет самостоятельно получать знания об окружающем мире, развивать свои таланты и способности.
При создании такой среды нужно следовать следующим принципам:
- Принцип постоянного изменения окружения.
- Принцип общения «глаза в глаза».
- Принцип разнообразия пространства.
- Гендерный принцип.
- Эстетический принцип.
Подробнее эти принципы и создание предметно-развивающей среды в детском саду описаны в статье «Развивающая среда в ДОУ по ФГОС».
7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия
Часто это бывает очень сложно, потому что многие дети, которые подверглись физическому или психологическому насилию в семье, на улице или в другом месте, отказываются делиться переживаниями и боятся показать синяки или рассказать об этом. Задача педагога — по совокупности признаков узнать о наличии проблемы, решить её и предотвратить повторение.
Внимание нужно обратить на:
- физическое состояние — есть ли проблемы с весом, ростом или внешним видом;
- эмоциональное состояние — свойственны ли ребёнку тревожность, перепады настроения, подавленность;
- интеллектуальное состояние — есть ли трудности в развитии речи, памяти, снижена ли успеваемость;
- поведение в целом и отношение к сверстникам в частности — свойственны ли ребёнку замкнутость, гиперактивность, пассивность, жестокость, нежелание играть со сверстниками.
Виновником психологического насилия может оказаться и воспитатель, если, например, будет слишком усердствовать при наказании и критике ребёнка, либо если будет игнорировать его. Этим психологическое насилие и опасно — оно несёт такой же вред, как и физическое, но его может не заметить за собой даже педагог.
8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность
Чтобы выполнить это требование ФГОС ДО, педагогу нужно действовать примерно так же как с ребёнком — родителей нужно заинтересовать. Для этого можно использовать не только привычные формы общения как родительское собрание, но и такие, которые будут интересны всем участникам и помогут сформировать атмосферу сотрудничества и доверия. Это могут быть всевозможные тренинги с психологами, круглые столы, дискуссии, КВН, мастер-классы и многое другое.
Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт», которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.
Комментарии
Ближайшие мероприятия

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО
Дата проведения: 17 - 19 декабря 2019 года
Формат: Международная конференция
Для руководителей профессиональных образовательных организаций