Особенности работы с детьми с девиантным поведением

Страхи и комплексы заставляют его чувствовать себя неполноценным и восполнять эту неполноценность закрытостью, жестокостью к более слабым, агрессивностью к внешней среде. Если ему вовремя не помочь, отклонение от нормального развития может перерасти в психическую болезнь. Кроме того, девиантное поведение представляет проблему не только для ребёнка, который имеет отклонение, но и для общества, в котором он коммуницирует. 

Работа школы с детьми девиантного поведения 

По мнению большинства специалистов, в решении данного вопроса прежде всего необходимы компетентность педагогов и воспитателей, а также комплексный подход. Компетентность подразумевает единство теоретической, психологической и практической подготовки педагога к работе с детьми, уровень его культуры и ценностей. Комплексный подход в работе с "трудными" подростками включает совокупность различных принципов:

  • использование разнообразных средств, методов, технологий;
  • уважение достоинства индивида и принятие его таким, какой он есть;
  • личностно-деятельностный подход, учитывающий темперамент, ориентиры, ценности, направленность интересов и другие параметры внутреннего мира ребёнка. 

План работы с детьми с девиантным поведением 

  1. Диагностика причин.
  2. Выбор адекватных форм коррекции поведения. 

Исследования показали, что асоциальное поведение детей и подростков – сложный феномен, имеющий множество причин. 

Предупредить грубость, агрессию, нежелание следовать нормам поведения, принятым в обществе, можно лишь выявив все причины и мотивации такого поведения. 

Корректировать девиантное поведение возможно только изменяя факторы, неблагоприятно действующие на поведение, и правильно мотивируя всех участников процесса: личность, проявляющую себя асоциально, родителей, одноклассников, педагогов. 

По результатам педагогической диагностики поведения можно построить план совместной работы психологов, преподавателей и родителей; определить приёмы, формы и технологии коррекции. 

Работа психолога с детьми с девиантным поведением 

  • Выявление причин неблагополучия отношений индивида со взрослыми и со сверстниками.
  • Выявление причин изоляции в коллективе и нахождение путей её преодоления. 

Предоставление возможностей для проявления положительной реализации в коллективе, самомотивации.

Здесь применимы принципы оптимального соотношения полезной деятельности и нравственного просвещения и постановка индивидуальных задач с учётом возможностей ребёнка для его самораскрытия. 

Организация работы с детьми девиантного поведения 

"Проявления девиантного поведения объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершённостью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения..."

Манджиева Э.Э.

Поэтому крайне важно, чтобы родители также были включены в процесс предупреждения и коррекции асоциального поведения ребёнка. Зачастую педагогам и психологам, кроме школьной работы с такими детьми, приходится организовывать их родителей, доносить, что необходимо внимательно относиться к детям, вовремя замечать изменения в их поведении, организовывать их досуг, мотивировать, объяснять, что ждёт их в будущем. 

Формы работы с детьми девиантного поведения 

Современная психология и педагогика предлагают множество форм работы по изменению поведения ребёнка, чтобы направить его энергию в нужном ключе. 

  • Социальная педагогика обеспечивает конкретно-направленную помощь в социализации подростков и детей; способствует социальному воспитанию молодежи; оказывает поддержку семьям, учебным и воспитательным заведениям; помогает подросткам в момент профессионального и социального становления; повышает безопасность образовательной среды.
  • Особые педагогические подходы, выявляют скрытые способности ребёнка к изучению различных предметов. Например, предоставление возможности исследования, вовлечение в проектную деятельность, возможность выполнять функции лидера и нести ответственность за результаты, полученные группой.
  • Игра развивает аналитические способности, даёт возможность делать что-то в соответствии со своими интересами и, почувствовать себя успешным в коллективе. 

Технологии работы с детьми девиантного поведения 

Одной из самых действенных и мощных технологий в работе с "трудными" детьми является игра. "На основе теоретического анализа и экспериментальных данных учёные показали, что игра при всей её специфичности обладает такими же характеристиками, как и любая человеческая деятельность. Для неё характерны целенаправленность, осознанность, предметность и преобразующая направленность (С.Л. Рубинштейн, А.Л. Леонтьев). 

Игра открывает огромные возможности для реализации социальной активности, развития конструктивного взаимодействия с окружением. По словам Л.С. Выгодского, ребёнок создаёт в игре зону ближайшего развития. В игре он всегда старше своего возраста и выше своего обычного (повседневного) поведения. 

Это определяет игровым технологиям столь важную роль в формировании личности. Игра воспитывает нравственные чувства и создаёт привычки поведения в обществе. 

Одним из частных проявлений игры является театрализация при изучении школьных предметов (математики, литературы, иностранных языков). С помощью этого приёма предмет становится интересен почти любому ребёнку. В процессе разучивается текст, рисуются декорации, шьются костюмы, подбирается музыка; увеличивается интерес к процессу деятельности, её содержанию, овладению способом той или иной деятельности и, таким образом, к саморазвитию.

Изучить новые педагогические инструменты и технологии вы сможете на Международной конференции «Современные подходы к обучению одарённых детей и детей с ОВЗ. Работа с педагогами»

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Как управлять хаосом?

    Как управлять хаосом?

    Образование

    Дата проведения: 11 февраля - 1 марта 2019 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей учреждений всех форм собственности

    Подробнее
    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Образование

    Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях