Работа с родителями в ДОУ

Одна из задач, которую ставит «Закон об образовании» — взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребенка. Оно должно быть построено на доверии, а его успех зависит от того, насколько родители будут уверены в педагоге. От воспитателя это требует восприятия дошкольника как личности, умения видеть его в развитии, акцентировать внимание на его положительных чертах и создавать условия для развития.

В выстраивании взаимоотношений с семьёй можно выделить следующие проблемы:

  • недостаток времени;
  • всевозможные стереотипы, например, этнические;
  • нежелание идти на контакт по различным причинам.

Во всех случаях воспитатель должен самостоятельно проявить инициативу, найти индивидуальный подход к каждой семье, понять какие методы использовать.

Работа с родителями в ДОУ по ФГОС

В госстандарте ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать такие особенности семьи как социальный статус, микроклимат, запросы и степень заинтересованности в деятельности детского сада. Важно, что один из принципов дошкольного образования — это сотрудничество организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям или законным представителям в воспитании дошкольников, охране физического и психического здоровья и его укрепления, в развитии индивидуальных качеств и своевременной коррекции нарушений развития.

Таким образом, чтобы соответствовать стандарту, детский сад обязан:

  • информировать родителей и всех заинтересованных лиц о целях дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства России, и о Программе;
  • обеспечить открытость образования;
  • создать условия для участия семьи в процессе воспитания и обучения;
  • поддерживать родителей или законных представителей в воспитании, охране и укреплении здоровья;
  • вовлечь семью в процесс обучения и воспитания через создание совместных образовательных проектов;
  • создать такие условия, которые помогут взрослым находить важную для воспитания информацию и получать ответы на связанные с этим вопросы.

Методы работы с родителями в ДОУ

Вне зависимости от формы, любое взаимодействие с родителями должно быть направлено на повышение педагогической культуры семьи и упрочнение её сотрудничества с детским садом и педагогами.

Шесть современных методов предлагает портал maam.ru:

Традиционные

  1. Родительское собрание. Важно, чтобы на каждом таком собрании были учтены возрастные особенности детей, уровень образованности и заинтересованности их родителей, а также цели самого детского сада. Помните, что это мероприятие должно просвещать родителей, а не описывать недостатки и «косяки» дошкольников, оно должно быть и теоретическим и практическим, то есть в процессе должны использоваться такие формы общения как, например, тренинги и дискуссии.
  2. Индивидуальная консультация. Это — лучшая возможность познакомиться в неофициальной обстановке, помочь родителям преодолеть боязнь говорить о своём ребёнке, узнать важную информацию, которая необходима для работы, а именно:
  • особенности здоровья дошкольника;
  • его увлечения и интересы;
  • реакция на стандартные ситуации и черты характера;
  • особенности общения в семье, её моральные ценности.
  1. Открытое занятие используется для того, чтобы познакомить родителей с обновлениями в программе, новыми методами преподавания, требованиями воспитателей. Это важно для того, чтобы избежать возможных конфликтов, которые происходят из-за недостаточной информированности.

Нетрадиционные

  1. Родительская конференция. Эта форма взаимодействия интересна тем, что помогает расширить педагогические знания родителей и закрепить уже полученные. Их минус — сложность организации, в их подготовке обязательно должен участвовать психолог, который должен проводит социологические и психологические исследования и знакомить с их результатами участников, которые в свою очередь должны анализировать проблему на основании собственного опыта.
  2. Практикум нужен для того, чтобы выработать у родителей педагогические умения и тренировать их педагогическое мышление.
  3. Родительские вечера. Их цель — предоставить родителям возможность лучше познакомиться друг с другом, обсудить насущные проблемы в воспитании, совместно поискать ответы на актуальные вопросы.

Существует много других методов работы с родителями в ДОУ, но в независимости от того, какие из них Вы используете, а какие нет, очень важным является понимание того, насколько такая работа эффективна. Для этого стоит обратит внимание на следующие моменты, которые свидетельствуют о том, что взаимодействие плодотворно:

  • у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса;
  • у них появилось больше вопросов к воспитателю, которые касаются личности ребёнка, его интересов, способностей и потребностей;
  • они чаще стали идти на контакт самостоятельно;
  • наблюдается положительное влияние совместной деятельности родителей и педагогов на дошкольников;
  • родители стали размышлять о различных методах воспитания, повысилась их активность во время совместных мероприятий.

Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт», которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.

Оставьте комментарий

    Ближайшие мероприятия

    Школа завтрашнего дня

    Школа завтрашнего дня

    Образование

    Дата проведения: 10 - 12 декабря 2019 года

    Формат: Международный практикум-интенсив

    Для руководителей общеобразовательных организаций

    Подробнее
    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

    Образование

    Дата проведения: 17 - 19 декабря 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях

    socials