Работа с родителями в ДОУ
Одна из задач, которую ставит «Закон об образовании» — взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребенка. Оно должно быть построено на доверии, а его успех зависит от того, насколько родители будут уверены в педагоге. От воспитателя это требует восприятия дошкольника как личности, умения видеть его в развитии, акцентировать внимание на его положительных чертах и создавать условия для развития.
В выстраивании взаимоотношений с семьёй можно выделить следующие проблемы:
- недостаток времени;
- всевозможные стереотипы, например, этнические;
- нежелание идти на контакт по различным причинам.
Во всех случаях воспитатель должен самостоятельно проявить инициативу, найти индивидуальный подход к каждой семье, понять какие методы использовать.
Работа с родителями в ДОУ по ФГОС
В госстандарте ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать такие особенности семьи как социальный статус, микроклимат, запросы и степень заинтересованности в деятельности детского сада. Важно, что один из принципов дошкольного образования — это сотрудничество организации с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям или законным представителям в воспитании дошкольников, охране физического и психического здоровья и его укрепления, в развитии индивидуальных качеств и своевременной коррекции нарушений развития.
Таким образом, чтобы соответствовать стандарту, детский сад обязан:
- информировать родителей и всех заинтересованных лиц о целях дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства России, и о Программе;
- обеспечить открытость образования;
- создать условия для участия семьи в процессе воспитания и обучения;
- поддерживать родителей или законных представителей в воспитании, охране и укреплении здоровья;
- вовлечь семью в процесс обучения и воспитания через создание совместных образовательных проектов;
- создать такие условия, которые помогут взрослым находить важную для воспитания информацию и получать ответы на связанные с этим вопросы.
Методы работы с родителями в ДОУ
Вне зависимости от формы, любое взаимодействие с родителями должно быть направлено на повышение педагогической культуры семьи и упрочнение её сотрудничества с детским садом и педагогами.
Шесть современных методов предлагает портал maam.ru:
Традиционные
- Родительское собрание. Важно, чтобы на каждом таком собрании были учтены возрастные особенности детей, уровень образованности и заинтересованности их родителей, а также цели самого детского сада. Помните, что это мероприятие должно просвещать родителей, а не описывать недостатки и «косяки» дошкольников, оно должно быть и теоретическим и практическим, то есть в процессе должны использоваться такие формы общения как, например, тренинги и дискуссии.
- Индивидуальная консультация. Это — лучшая возможность познакомиться в неофициальной обстановке, помочь родителям преодолеть боязнь говорить о своём ребёнке, узнать важную информацию, которая необходима для работы, а именно:
- особенности здоровья дошкольника;
- его увлечения и интересы;
- реакция на стандартные ситуации и черты характера;
- особенности общения в семье, её моральные ценности.
- Открытое занятие используется для того, чтобы познакомить родителей с обновлениями в программе, новыми методами преподавания, требованиями воспитателей. Это важно для того, чтобы избежать возможных конфликтов, которые происходят из-за недостаточной информированности.
Нетрадиционные
- Родительская конференция. Эта форма взаимодействия интересна тем, что помогает расширить педагогические знания родителей и закрепить уже полученные. Их минус — сложность организации, в их подготовке обязательно должен участвовать психолог, который должен проводит социологические и психологические исследования и знакомить с их результатами участников, которые в свою очередь должны анализировать проблему на основании собственного опыта.
- Практикум нужен для того, чтобы выработать у родителей педагогические умения и тренировать их педагогическое мышление.
- Родительские вечера. Их цель — предоставить родителям возможность лучше познакомиться друг с другом, обсудить насущные проблемы в воспитании, совместно поискать ответы на актуальные вопросы.
Существует много других методов работы с родителями в ДОУ, но в независимости от того, какие из них Вы используете, а какие нет, очень важным является понимание того, насколько такая работа эффективна. Для этого стоит обратит внимание на следующие моменты, которые свидетельствуют о том, что взаимодействие плодотворно:
- у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса;
- у них появилось больше вопросов к воспитателю, которые касаются личности ребёнка, его интересов, способностей и потребностей;
- они чаще стали идти на контакт самостоятельно;
- наблюдается положительное влияние совместной деятельности родителей и педагогов на дошкольников;
- родители стали размышлять о различных методах воспитания, повысилась их активность во время совместных мероприятий.
Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт», которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.
Комментарии
Ближайшие мероприятия

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО
Дата проведения: 17 - 19 декабря 2019 года
Формат: Международная конференция
Для руководителей профессиональных образовательных организаций