Раннее развитие и обучение детей в ДОУ — ключ к их успеху в жизни


«Чем раньше, тем лучше» — идеальный ответ на вопрос о том, когда начинать обучать ребёнка. Об этом пишут Томас Эрлич и Эрнестина Фу в статье для портала Forbes. Может показаться удивительным, но особенность развития детей дошкольного возраста в том, что влияние жизненного опыта, который они получают в эти годы, непропорционально велико по сравнению с более поздним возрастом.

Если ребёнок отстанет в образовании в ранние годы, есть шанс, что он не сможет догнать позже. Сложнее и дороже будет исправлять упущенное, чем обучать в малом возрасте. Хорошая новость в том, что качественные и эффективные образовательные программы для дошкольников могут иметь сильный долгосрочный эффект независимо от принадлежности к определённой экономической или национальной группе.

Научные исследования

Вероятно, самое цитируемое исследование на данную тему — это американский HighScope Perry Preschool Experiment, в котором были выбраны случайным образом 123 ребёнка группы риска из бедных чернокожих семей и разделены на контрольную группу и группу, которую обучали по высококачественной методике раннего развития детей. За участниками эксперимента наблюдали с трёхлетнего возраста до 50 лет.

Влияние обучения оказалось очень заметным:

  1. 65% детей, которые прошли образовательную программу, закончили школу, по сравнению с 45 % из контрольной группы.
  2. К сорокалетнему возрасту средний годовой доход прошедших обучение составлял $20800, а в контрольной группе — $15 300.
  3. Исследователи отметили, что люди, которые прошли программу, с большим шансом находили работу, создавали семью, растили детей, владели собственным домом и автомобилем, реже подвергались аресту и реже имели проблемы с наркотиками.

Другое исследование изучало результаты контрольных работ в детских садах, пытаясь предсказать, получит ли ребёнок в будущем высшее образование и насколько оно будет престижным, помимо прочих показателей успешности взрослого человека. Его результаты тоже показали, что образовательные программы для раннего развития детей дошкольного возраста дают увеличение в доходах от 0,33 % до 3,5 %. Это может показаться незначительным, но в сумме это означает увеличение общего дохода на сумму от $9 000 до $30 000. И это после вычета стоимости обучения.

Рассматривая такое обучение на национальном уровне в США, если все дети будут принимать участие в программах раннего развития детей при подготовке к школе в такой же степени, как дети из богатых семей, то число тех, кто поступит в вузы увеличится на 13 %. Это будет равносильно от 4,8 до 16,1 миллиардам долларов суммарных доходов за всю жизнь, с учётом стоимости обучения. Это говорит о том, что обучающие программы раннего развития детей имеют долгосрочные преимущества, которые значительно перевешивают стоимость. Но это ещё не всё.

Исследования также показали, что если дети принимают участие в таких программах, то это увеличит количество квалифицированных профессионалов и работников с большими доходами. Если все люди будут иметь такой «образовательный толчок» в детстве, в выигрыше будет всё общество. Меньше нужна будет соцпомощь, снизится уровень преступности, а население будет здоровее.

Конечно, программы раннего развития дошкольников в ДОУ не являются волшебной палочкой, с помощью которой, всех детей в будущем будет ждать успех в обучении, карьере и жизни. Много других факторов имеют значение. Но результаты многочисленных исследований говорят, что экономические и социальные преимущества раннего обучения значительны и долгосрочны. Они влияют не только на отдельных дошкольников, но и на общество в целом.

Неудивительно, что в США возникают движения, которые продвигают идею качественного образования для дошкольников. Они понимают, что зачастую такое образование доступно только обеспеченным семьям, в то время как бедные просто игнорируются. Только треть американских детей в возрасте четырёх лет имеют доступ к программам раннего обучения, несмотря на то, что существуют они в 40 штатах.

Выводы для российского дошкольного образования

Понятно, что система образования в России отличается от американской. В нашей стране высокая доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, она составляет 99 % (об этом заявляла вице-премьер Татьяна Голикова в октябре 2018 года), а программа обучения и воспитания регламентируется госстандартами.

Но разрабатывает и реализует образовательную программу ДОУ каждое учреждение самостоятельно, пусть и по технологии развивающего обучения в ДОУ по ФГОС. Получается, что последнее слово о том, как хорошо ребёнок будет подготовлен к дальнейшему обучению и жизни в целом, остаётся за педагогами и руководителем детского сада.

Поэтому в развитии детей раннего возраста важно придерживаться определённых принципов, которые приводит портал podrastu.ru.

  1. Принцип научности. Ребёнок должен получать только реальные знания, если упрощать их до схематичности или коверкать — это может неправильно сформировать базу и исказить представления дошкольника об окружающем мире.
  2. Принцип наглядности. Чтобы лучше познать новое — лучше видеть изображение, трогать предмет, считать игрушки, а не представлять в уме.
  3. Принцип доступности. Ребёнок должен понимать материал, он должен соответствовать его возрасту и развитию. Чтобы это проконтролировать, педагогу нужно проводить диагностику уровня знаний.
  4. Принцип активного участия. Дошкольник усваивает только те знания, которые были ему интересны, в получении которых он сам принимал участие.
  5. Принцип последовательности. От простого — к сложному, все знания должны основываться на предыдущем опыте.
  6. Принцип индивидуального подхода. Дети должны обучаться по-разному не только в зависимости от возраста, но и скорости восприятия, быстроты мышления, усидчивости, поведения в целом.
  7. Принцип взаимосвязи обучения и развития. Нужно быть терпеливым, если что-то не даётся дошкольнику прямо сейчас.

Оставьте комментарий

    Ближайшие мероприятия

    Новые требования к системе СПО: цифровизация, стандартизация, ориентация на регион

    Новые требования к системе СПО: цифровизация, стандартизация, ориентация на регион

    Образование

    Дата проведения: 28 - 30 мая 2019 года

    Формат: цикл вебинаров

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций

    Подробнее
    Min и max современного руководителя

    Min и max современного руководителя

    Образование

    Дата проведения: 3 - 21 июня 2019 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей организаций всех форм собственности

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях

    socials