Учебно-методическая работа в СПО: рекомендации, полезные сайты и документы

Как разработать учебно-методическое обеспечение в СПО?

31 июля прошёл вебинар «Разработка учебно-методического сопровождения ФГОС СПО», в котором приняли участие 65 представителей колледжей и техникумов разных регионов страны. Вебинар провёл Дмитрий Анатольевич Шевченко – доктор экономических наук, кандидат философских наук, профессор, заведующий кафедрой «Маркетинговые коммуникации» Московского политехнического университета.

В начале вебинара Дмитрий Анатольевич высказал мнение, что было бы лучше, если бы ребёнок спокойно учился, спокойно сдавал ЕГЭ, а после этого уже думал, куда ему податься – на работу, в вуз или колледж. Но пока к этому решению не пришли, «будем работать с тем, что имеем».

Дмитрий Анатольевич посетовал, что, пока готовился к этому вебинару, просмотрел горы документов. Сейчас их просто немыслимое количество, что становится проблемой, так как непонятно за что браться. К тому же встречается много дублирований, отметил эксперт.

Чтобы помочь работникам профессионального образования как-то сориентироваться в этом потоке информации, Дмитрий Анатольевич собрал для участников вебинара подборку полезных ресурсов для разработки учебно-методического обеспечения в учреждениях СПО.

4 полезных ресурса для учебно-методической работы в СПО

Портал федеральных учебно-методических объединений в СПО

На этом портале вы найдёте список ФУМО по различным специальностям.

По каждой специальности указаны члены учебно-методических объединений и их контактные данные. Дмитрий Анатольевич на своём опыте проверил, что они открыты к общению:

Я писал несколько писем туда, прекрасно общаемся. Открыты к любому вопросу.

Эксперт советовал не стесняться и обращаться к представителям ФУМО за консультациями.

Портал разработки профессиональных стандартов и квалификаций

Этот портал важен потому, что практикоориентированное образование предполагает обращение к профстандартам – документам прежде всего сферы труда, а не образования. Здесь вы сможете принять участие в обсуждении или в разработке профессионального стандарта.

Профессиональные стандарты: программно-аппаратный комплекс

На этом сайте вы найдёте реестр уже существующих профстандартов и находящихся ещё в разработке. Указаны разработчики готовящихся профстандартов и их контакты. Вы сможете связаться с ними напрямую и задать вопрос.

Также здесь есть справочник профессий, который регулярно дополняется. Дмитрий Анатольевич рекомендует обращаться к нему и «сверить, что называется, свои «профессиональные часы», и содержание ваших представлений о профессиях вот с этим справочником»:

Пусть он для вас будет таким вот неким ориентиром, который позволяет вам абсолютно точно убедиться в том, что вы занимаетесь именно этой профессией и именно в этом направлении, и не дублируете ничего.

В справочнике есть описание профессий, указываются возможности трудоустройства и востребованность профессий. Есть ссылка на соответствующий профстандарт (при наличии) в реестре.

Организационно-методическое сопровождение ФГОС по ТОП-50

Дмитрий Анатольевич заметил, что сайта с более детальной проработкой вопросов методического обеспечения ещё не видел. Здесь представлены примерные программы и методические материалы по проектированию основных образовательных программ СПО по ТОП-50.

В примерных программах прописаны все нормативные документы, детально описывают все характеристики специальности, представлены модули, показан календарный учебный график и примерные рабочие программы дисциплин (РПД) по модулям.

Перечисленные сайты могут здорово помочь при разработке учебно-методического обеспечения в организациях СПО. На каждом из них предусмотрена обратная связь – вы сможете обратиться за объяснением тех моментов, которые вас озадачили.

Что такое матрица компетенций?

Далее эксперт говорил о том, с чего начать разработку РПД, что такое матрица компетенций и как с ней работать.

Матрица компетенций (МК) – это документ, соединяющий образовательную программу и образовательный стандарт в части результатов освоения образовательной программы (ОП), которые:

  • закреплены в образовательном стандарте (ФГОС);
  • формируются и проверяются в ОП.

Преподаватели на основе МК включают в свои рабочие программы дисциплин обязательные компетенции и ориентируются на профессиональные задачи. Компетенции, которые необходимо сформировать по дисциплине, можно увидеть в матрице компетенций. Матрица компетенций, как правило, оформляется в программе Excel. Дмитрий Анатольевич считает, что она должна быть у каждого колледжа по каждому направлению.

Также ведущий вебинара коснулся вопросов текущего и промежуточного контроля, отметив, что сейчас это одно из сложнейших направлений учебно-методической работы в СПО. Если вам интересна тема документального сопровождения практики, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, то приходите на двухдневный онлайн-курс «Оценка качества образования в СПО: ВСОКО и НОК».

На какие документы опираться при организации ДЭ?

Методическое обеспечение проектной деятельности в СПО

Проектная деятельность, по утверждению Шевченко, даёт колоссальное преимущество тем учебным заведениям, где она рассматривается как часть учебного процесса. То есть на неё отводят часы, примерно 250 (минимум – 50 часов). Куратором проекта может быть не только преподаватель или мастер производственного обучения, но и индустриальный партнёр, который потом будет присутствовать на ГИА.

Эксперт вебинара обратил внимание участников, что в проектной деятельности меняется расстояние между преподавателем и студентом. И вот когда оно меняется, появляются личные симпатии и антипатии, что может стать проблемой при выставлении оценок.

Вопросы участников

Джамиля: 250 часов на проектную деятельность чем регламентируется?

Дмитрий Шевченко: Всё регламентируется внутренними документами, рассматривайте это как часть учебного процесса. Конечно, за счёт каких-то сокращений отдельных направлений. 

Элла Смелова: Курсовая работа обязательно должна присутствовать в формах контроля или колледж вправе самостоятельно выбирать актуальные формы? Может ли контрольная работа быть формой промежуточного контроля?

Дмитрий Шевченко: Может, конечно. Контрольная – да, а вот курсовая – вряд ли. Нужно смотреть, предусмотрено ли это учебным планом.

Тем временем в чате вебинарной комнаты разгорелось обсуждение между участниками.

Эдуард Тамбалеев: Скажите, в так называемых актуализированных стандартах (2017 года) на ГИА отводится 216 часов. Это предусматривается на каждого студента, за счёт этого времени проводится ДЭ в процессе ГИА?

Елена Романова: Это количество недель на ГИА, в том числе и ДЭ.

Эдуард Тамбалеев: Да, согласен, это 6 недель. Я имею в виду, когда мы начинаем рассчитывать нагрузку для преподавателей, мы закладываем на каждого студента на ГИА 216 часов?

Елена Романова: Конечно, нет. Мы же считаем на реализацию программы, то есть на группу. По крайней мере, я так считаю.

Дмитрий Анатольевич согласился с Еленой Романовой и поблагодарил участников вебинара за активное обсуждение проблемы. Приятно видеть, что коллеги помогают друг другу.

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Окно возможностей для руководителя 2.0

    Окно возможностей для руководителя 2.0

    Образование

    Дата проведения: 3 - 13 декабря 2018 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей организаций всех форм собственности

    Подробнее
    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов

    Образование

    Дата проведения: 26 - 28 марта 2019 года

    Формат: Международная конференция

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, их заместителей, методистов и педагогов

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях