Развитие лидерских качеств руководителя

Какими качествами должен обладать руководитель-лидер?

Суть лидерства в работе с людьми. Наличие светлых идей и ясного видения стратегии не много дадут, если ваши подчинённые не будут им следовать. При этом многие почему-то считают, что лидерские качества у руководителя — это данность. Но на самом деле это набор навыков, которые нужно развивать.

Бизнес-консультант Банка делового развития Канады (BDC), Рони Израэль поделился своими размышлениями по поводу лидерских качеств руководителя. Он считает, что короткое определение лидерства должно выглядеть так — способность подавать пример, в то же время общаясь, мотивируя, делясь и делегируя.

7 ключевых лидерских качеств руководителя, над которыми нужно работать

  1. Видение общей стратегии. Желаний и идей недостаточно для развития, важна стратегия, руководитель должен чётко представлять, где он видит своё учреждение через пять лет и что ему нужно, чтобы достичь этого.
  2. Общение. Делитесь успехами и неудачами со своими сотрудниками. Если вы будете держать их в курсе событий, это поможет им чувствовать свою причастность к общему делу.

Рони Израэль, у которого 30 лет опыта в бизнесе, считает, что планы, стратегии и результаты не должны оставаться на бумаге и собирать пыль.

— Если вы зарабатываете деньги, ваши подчинённые должны знать об этом и быть награждены, — говорит он. — Это замотивирует их и поможет компании продолжать расти. Её успех принадлежит не только вам, но всей вашей команде.

А в случае проблем вы сможете рассчитывать на их идеи, как эти проблемы решить.

  1. Поиск и сохранение талантливых кадров. Успешность работы вашего учреждения зависит от лидерских качеств руководителя в управлении персоналом. У самых выдающихся начальников есть общая отличительная черта — они окружают себя талантливыми, смелыми и верными сотрудниками. Когда у вас появятся такие, не забывайте оказывать им поддержку в их профессиональном росте.
  2. Делегирование. Рони Израэль считает, что руководителям свойственно здоровое эго, а когда вопрос касается их учреждения, они думают, что никто не может делать их работу лучше. Но успешный начальник понимает, что не может одновременно управлять коллективом, быть главным бухгалтером, специалистом по продвижению и рекламе, он создаёт команду и делегирует свои полномочия.
  3. Личный пример. Будьте честными и придерживайтесь корпоративной этики, если ожидаете того же от сотрудников.
  4. Умение спросить совета. Не важно, насколько хорошо вы знаете свою сферу деятельности, изменения будут происходить всегда и так быстро, что у вас начнут появляться пробелы и ситуации, где решение не будет однозначным.

Рони Израэль создал и развил семь предприятий, и этот опыт научил его тому, что надо искать совет профессионалов.

— Я всегда закладываю 10 000 долларов в бюджет на бизнес-консультанта, — говорит он. —Можно притворяться, что знаешь всё, но нужно помнить, что изменения неизбежны, а остаться позади очень легко.

  1. Развитие лидеров. Лидерские качества руководителя — это основа. Но не всегда лидеры занимают управляющие должности. Их можно встретить на любом уровне организации, находите их и помогайте развивать лидерские качества. Это создаст костяк в вашем коллективе, который упростит распространение информации внутри учреждения и поможет доводить ваши идеи до каждого.

Чем больше человек работает в вашем учреждении, тем важнее становится седьмой пункт. Можно, конечно, привлекать кадры извне, но это будет дорого, рискованно и времязатратно. Поэтому развитие талантов внутри учреждения — это основное лидерское качество руководителя, которое имеет долгосрочную перспективу.

6 советов, как развивать лидеров

  1. Научитесь разглядывать потенциал. Определяйте работников, которые смогут занять важную должность при необходимости. Выводите людей из зоны комфорта. Сложные или необычные ситуации отлично подходят для проверки того, насколько пригоден сотрудник для роли лидера. Смотрите вне навыков и компетенций вашей сферы деятельности, узнавайте, какие у них интересы, ценности, цели.
  2. Ищите помощь. Ваши заместители и руководители отделов вполне способны её оказать, можно даже сделать их ответственными за поиск среди своих подчинённых.
  3. Продвигайте своё видение. Обсуждайте его со своими сотрудниками, спрашивайте их мнение о его формировании и изменении. Это даёт им чувство общей цели и подталкивает потенциальных лидеров к тому, чтобы видеть своё будущее внутри учреждения.

Помните про «а какое мне до этого дело». Не важно, насколько работнику нравится то, что он делает, его заинтересованность никогда не достигнет того же уровня, что и у руководителя.

  1. Создавайте возможности для развития лидеров. Сделайте это частью своей общей стратегии развития учреждения. Скорее всего понадобится полноценный план, который будет учитывать все уровни организации и показывать, когда сотрудник готов занять должность выше.

Формальное обучение лидерским качествам руководителя может помочь, но оно не заменит опыта и развития в рамках конкретной сферы деятельности. Сложные задания или видоизменения обязанностей сотрудника помогают ему развивать новые навыки и углублять понимание учреждения в целом, а ещё повышают его уверенность в своих силах. От вас же потребуется поддержка, чтобы помочь ему освоиться в новой роли.

  1. Наблюдайте. Измеряйте. Поощряйте. Сотрудники должны нести ответственность за то, как они выполняют свою работу. В учреждении должна быть справедливая и объективная система оценки и поощрения деятельности. Не стоит легко отказываться от работников, у которых что-то плохо получается. Попробуйте сперва помочь им улучшить их показатели, иногда это может раскрыть талант там, где вы его не ждали.
  2. Помогайте в стиле коучинг. Коучинг — это способ развития навыков сотрудника, основанный на личных обсуждениях, оказании поддержки, помощи советом в каждом конкретном задании. Используйте такие обсуждения, чтобы помочь потенциальным лидерам раскрыть их талант, избавить их от страхов и слабых мест.

Больше о том, как «прокачать» свои навыки руководителя и умение работать с коллективом учреждения, вы узнаете на онлайн-марафоне «Секреты профессионального управления», который состоится 1—19 апреля 2019 года.

Комментарии

Ближайшие мероприятия

«Хвалить нельзя ругать»

«Хвалить нельзя ругать»

Дошкольное образование

Дата проведения: 24 декабря 2019 года

Формат: Онлайн-вебинар

Для Руководителей всех уровней

Подробнее
Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Образование

Дата проведения: 17 - 19 декабря 2019 года

Формат: Международная конференция

Для руководителей профессиональных образовательных организаций

Подробнее

Все мероприятия

Отзывы участников

Все отзывы

Мы в социальных сетях