Развитие профессионального образования в России: от Петровских времен до наших дней

Разберемся, как исторически развивалось профессиональное образование, что происходит с СПО сейчас и какие наметились основные тенденции в его развитии.

История развития профессионального образования

Прежде чем перейти к истории СПО, разберемся, что же такое профессиональное образование.

Профессиональное образование – процесс и результат профессионального становления и развития личности, сопровождающийся овладением установленными знаниями, умениями, навыками и компетенциями по конкретным специальностям и профессиям. Основы для его развития заложил Пётр I, расцвет профессионального технического образования начался в конце 19 – начале 20 века.

Развитие профессионального образования в России можно разделить на 6 периодов.

Первый период (16 век – 1-я половина 19 века)

«Школа навигационных и математических наук» была основана 14 января 1700 года в Москве. Это было первое ремесленное образовательное учреждение. В Москве открыли медицинскую артиллерийскую, и инженерную школы; в Санкт-Петербурге – морскую академию и инженерную школу; при Уральских и Олонецких заводах – горные школы.

Петровская реформа была направлена на получение подростками технической грамотности и профессиональных знаний, потому что российская промышленность нуждалась в специалистах. Появились школы для солдатских детей, для духовенства и дворян введено обязательное обучение.

Свой вклад развитие образования внесла и императрица Екатерина II. В 1767 году в Санкт-Петербурге при морском госпитале открыли первую государственную хирургическую школу. Затем она превратилась в Военно-медицинскую академию.

Второй период (2-я половина 19 века – 1917 год)

Система профессионального образования развивалась в этот период наиболее активно. В 1888 году Александр III утвердил «Основные положения о промышленных училищах», что способствовало становлению системы профессионально-технических учебных заведений. Классификация выглядела следующим образом:

  • средние технические училища;
  • низшие технические училища;
  • ремесленные училища.

В содержании профобразования появились планы, определяющие основные пути подготовки рабочих, мастеров и техников. Главное место в них занимали специальные предметы. Неоценимый вклад в развитие профессионально-технического образования внесли съезды ИРТО (1889-1904 гг), на которых сформировали основные принципы и положения методики образования, его организации, улучшение условий труда и вопросы физической подготовки учащихся.

В 1911 году училищам дали возможность самостоятельно разрабатывать учебные программы и планы.

Третий период (1917 – 1940 года)

Октябрьска революция 1917 года кардинальным образом изменила систему профессионального образования. 9 ноября 1917 года был создан Отдел профессионального образования, объединивший все профессиональные школы независимо от формы собственности.

29 июля 1920 года вступил в силу Декрет об учебной профтехнической повинности, по которому все рабочие от 10 до 40 лет были обязаны учиться. С его помощью правительство хотело уничтожить техническую безграмотность населения.

По всей стране начали организовывать школы нового типа: фабрично-заводское ученичество (ФЗУ). В 1940 году школы ФЗУ реформировали в школы фабрично-заводского обучения (ФЗО), а Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о создании государственных трудовых резервах (ГТР). Появились 2 типа учебных заведений:

  1. Школы ФЗО. Обучение шло 6 месяцев, изучались массовые рабочие профессии.
  2. Железнодорожные и ремесленные училища. Рабочие получали образование в течение 2-х лет.

Четвертый период (1940– 1958 года)

Во время Великой Отечественной войны и после нее идея ГТР продолжала совершенствоваться. В 1946 году было создано Министерство Трудовых Резервов, которое занималось подготовкой и распределением рабочих кадров. Параллельно повышался профессиональный уровень преподавателей.

Пятый период (1959– 1990 года)

В 1959 году школы ФЗУ и профессионально-технические учебные заведения преобразовали в профессионально-технические училища (ПТУ). Учеба длилась от одного года до трех лет в зависимости от сложности специальности.

В 1969 году началось преобразование ПТУ в средне-профессиональные учебные заведения. Образование велось на базе 8 классов (аналог современных 9 классов) в течение 3 или 4 лет. Примерно через 1,5 года такие учебные заведения стали основными.

Ориентация на ПТУ предполагала, что будет поэтапный переход от выпуска специалистов с узкой квалификацией на специалистов широкого профиля. Реформа образования 1984 года совпала с перестройкой, поэтому в 80-90-е годы профессиональное образование переживало кризис.

Шестой период (1991 год – по настоящее время)

После 90-х изменилась структура профессиональных образовательных учреждений. Новая система профессионального образования подразумевает постоянное повышение квалификации. В условиях рыночной экономики основные положения включают в себя:

  • системный подход к организации профессионального образования и оптимизация методов обучения.
  • целостность профподготовки специалистов и ориентация всех компонентов профессионального образования на повышение качества обучения.
  • всестороннее развитие личности специалиста как в профессиональной сфере, так и общеразвивающей.

Появились учебные заведения нового типа:, колледжи, профессиональные лицеи, центры непрерывного обучения и т.д. Рассмотрим подробнее, на каком этапе сейчас находится среднее профессиональное образование в России.

Зачатки профессионального образования заложил Пётр I. За 300 лет произошли большие изменения, которые заметны невооруженным глазом. Правительство задумывается о введении ФГОС СПО четвертого поколения, когда для многих образовательных учреждений остались вопросы по стандарту третьего поколения.

Приглашаем вас принять участие в Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца», где вы спроектируете модель колледжа в соответствии с современными требованиями и новым ФГОС СПО. Сделайте первый шаг на пути развития вашей образовательной организации.

Оставьте комментарий

    Ближайшие мероприятия

    7 лайфхаков руководителя: рабочие приёмы и фишки для эффективного управления

    7 лайфхаков руководителя: рабочие приёмы и фишки для эффективного управления

    Образование

    Дата проведения: 14 ноября 2019 года

    Формат: Вебинар

    Для руководителей всех уровней

    Подробнее
    Школа завтрашнего дня

    Школа завтрашнего дня

    Образование

    Дата проведения: 10 - 12 декабря 2019 года

    Формат: Международный практикум-интенсив

    Для руководителей общеобразовательных организаций

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях

    socials