Развитие профессионального образования

В 2013 году Министерство образования и науки РФ разработало стратегию развития СПО в России до 2020 года. В качестве основного направления ведомство выбрало налаживание общения между учреждениями профессионального образования и рынком труда.

Профессиональное образование в России конца ХХ века

С 1990 года система СПО претерпела сильные изменения. В 90-е годы образование велось по стандартам СССР, а в 2000 году ввели федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Главная цель ФГОС – преемственность обучения на всех этапах: от дошкольного образования до высшего.

Из-за стремительного развития компьютерных технологий первый ФГОС не давал необходимых знаний молодым специалистам. Стандарты начали пересматривать, чтобы образование в учреждениях СПО соответствовало современным тенденциям, а выпускник получал все необходимые знания и умения.

Приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 831 «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования» утвердил 44 новых стандарта по наиболее востребованным профессиям и специальностям. Из них составили ТОП-50 самых востребованных профессий. А в 2017 году по ним провели первый набор более чем в тысяче колледжей страны. В прошлом году первокурсниками учреждений СПО стали 962,8 тысячи человек, а в 2018 – более 1 миллиона человек.

Основные тенденции развития системы профессионального образования таковы:

  1. Быстрое внесение изменений в образовательную программу и ФГОС СПО.
  2. Переход на мировые тенденции.
  3. Формирование единой платформы образования и труда для дальнейшего наблюдения.

СПО в мире

Рассмотрим подробнее, что происходит в мире со средним профессиональным образованием, и к чему стремится Россия. В конце ХХ века, начале ХХI века произошли 3 важных события, определяющих дальнейшее развитие профессионального образования:

  1. 1999 год – Болонский процесс. Создание единого пространства высшего образования в Европе.
  2. 2002 год – Копенгагенский процесс. Создание единого пространства в области профессионального образования и обучения (ПОО).
  3. 2010 год – Туринский процесс. Анализ политики стран, не вошедших в Копенгагенский процесс, в сфере ПОО.

Для Болонского процесса характерно исчезновение понятия стабильного карьерного роста, то есть не обязательно вести свою трудовую деятельность только в одной организации. Ценится нестандартное мышление. Для запуска какого-либо проекта не требуются постоянные сотрудники.

Цель Копенгагенского процесса – создать в Европе систему профессионального образования, которая будет признана во всем мире. Вводятся единые требования к образованию, введена общая система оценки уровня знаний и навыков.

Туринский процесс отличается участием государства, образовательных учреждений, бизнеса и общественности в развитии профессионального образования. Требования к знаниям и умениям предъявляются не только к молодым людям, поступившим в учебные заведения, но и к специалистам с большим опытом работы.

Основные тенденции развития СПО

Одна из главных тенденций развития профессионального образования – участие студентов и выпускников в WorldSkills. Сначала они проходят региональный этап, и в случае победы участвуют в российском этапе. Победитель представляет страну на международных соревнованиях.

Меняются требования и к содержанию профессионального образования. Для начала разберёмся что же это такое. Содержание профессионального образования – совокупность знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для осуществления определённого вида трудовой деятельности. Например, программисту необходимо знать основные языки программирования, к которым относятся C++ (си плюс плюс) и C# (си шарп). Без знания этих языков его могут не принять на работу.

В целом же к числу ведущих тенденций развития профессионального образования в России относятся:

  • непрерывность образования – современное производство требует постоянного обучения и повышения квалификации;
  • гуманизация и гуманитаризация – создаются все условия для развития индивидуальности у студента;
  • демократизация – расширяются права всех участников педагогического процесса, в частности студенты могут учиться дистанционно;
  • интеграция – связана с необходимостью предоставления максимальных возможностей студенту в получении профессионального образования;
  • интенсификация – студенты должны быть готовы к тому, что на них будет большая интеллектуальная и практическая нагрузки;
  • кооперация – образовательные учреждения активно сотрудничают с предприятиями и организациями различных форм собственности, чтобы будущие специалисты получили необходимые профессиональные навыки на практике.

Сейчас учреждения среднего профессионального образования преподают по стандарту третьего поколения, некоторые из них обучают своих студентов специальностям из ТОП-50, которые являются самыми актуальными и востребованными. 

Как привести работу в вашем учреждении СПО в соответствие с современными требованиями, вы узнаете на Международном проектно-аналитическом семинаре «Обеспечение качества обучения в системе СПО в соответствии с мировыми стандартами. Конструируем колледж нового образца». Щёлкните на название мероприятия, чтобы принять участие.

Оставьте комментарий

    Ближайшие мероприятия

    Новые требования к системе СПО: цифровизация, стандартизация, ориентация на регион

    Новые требования к системе СПО: цифровизация, стандартизация, ориентация на регион

    Образование

    Дата проведения: 28 - 30 мая 2019 года

    Формат: цикл вебинаров

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций

    Подробнее
    Min и max современного руководителя

    Min и max современного руководителя

    Образование

    Дата проведения: 3 - 21 июня 2019 года

    Формат: онлайн-марафон

    Для руководителей организаций всех форм собственности

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях

    socials