Речевое развитие детей дошкольного возраста
Развитие речи детей дошкольного возраста — важная часть раннего развития ребёнка. Часто это бывает причиной беспокойства родителей, а для педагога важно знать, на что обращать внимание, какие обучающие мероприятия проводить, в каких случаях обращаться за дополнительной помощью.
Как дети осваивают родной язык?
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста требует времени и практики. Об этом пишет портал under5s.co.nz. Дети обучаются языку через взаимодействия с людьми и ежедневными ситуациями.
Часто дети неправильно произносят некоторые слова, например, путают множественное и единственное число, но это нормальная часть обучения методом проб и ошибок, со временем это исправится само собой.
Этапы развития речи дошкольников
Основные этапы развития речи могут помочь родителям и молодым педагогам понять, нужна ли ребёнку дополнительная помощь, а опытные педагоги могут сделать такие памятки для родителей. Самостоятельная диагностика речевого развития детей дошкольного возраста должна рассматриваться на промежутке времени, а не в определённом возрасте.
В возрасте до года:
- Реагирует и смотрит на источник звуков.
- Реагирует на собственное имя.
- Реагирует на речевые сигналы, как например «помаши ручкой».
- Имитирует неречевые звуки, как смех и кашель.
- Имитирует речевые звуки, например, «мама».
- Бормочет и использует свой собственный жаргон.
- Использует разную интонацию для выражения удовольствия и недовольства.
В возрасте до двух лет:
- Качает и кивает головой на вопросы да/нет.
- Следует простейшим указаниям.
- Имитирует услышанное, звуки животных, простые слова.
- Обладает словарным запасов примерно в 50 слов.
- Использует жесты, движения и тональность голоса для общения.
- Называет картинки и объекты при вопросе «что это?».
- Может назвать большинство знакомых объектов.
- Произносит собственное имя.
- Больше 60 % речи осмыслено.
К трёхлетнему возрасту:
- Понимает от 300 до 900 слов, может произнести от 50 до 500.
- Определяет объекты по их применению («чем мы будем рисовать?»).
- Начинает определять действия («кто поёт?»).
- Понимает, что такое «один», «мало», «большой», «в», «на», «под».
- Сопоставляет цвета и формы.
- Понимает вопросы «где?» и «что?».
- Начинает произносить первые предложения, которые состоят из 3—4 слов.
- Задаёт вопросы с «где», «кто» и «почему».
- Задаёт вопросы, которые требует ответа «да» или «нет».
- Использует прилагательные и наречия.
- Произносит полное имя и пол.
- Около 70 % речи осмыслено.
К четырём годам:
- Понимает от 1 000 до 2 000 слов, произносит от 500 до 1500
- Следует трёхступенчатым инструкциям.
- Способен назвать предмет из определённой категории.
- Отличает «спереди» от «сзади», «жёсткий» от «мягкий» и т. д.
- Произносит предложения из 10—12 слогов.
- Начинает считать и называть цвета.
- Запоминает и может повторить простые стишки.
- Использует логический порядок при пересказе событий.
- Может дать определение простому объекту, например, при вопросе «что такое яблоко?».
Особенности поведения, которые указывают на сложности речевого развития
Существуют общие признаки проблем развития речи дошкольника:
- Сильно ли отличается речь ребёнка от того, как говорят его сверстники?
- Сложно ли незнакомым людям понять его?
- Легко ли ребёнок смущается и расстраивается во время обучающих занятий и игр, которые требуют общения с другими, активного слушания и следования указаниям?
- Не проявляет ли ребёнок недостаточно внимания окружающим, и свойственно ли ему нежелание играть или что-то делать с другими детьми?
- Испытывает ли он сложности в общении, которые делают его агрессивным, и он начинает кусаться или драться?
- Указывает ли ребёнок на объект или берёт его в руки, чтобы объяснить свой выбор или ответ, вместо того чтобы назвать его вслух?
- Есть ли у ребёнка сложности в том, чтобы следовать инструкциям или указаниям, которые требуют несколько действий? Присматривается ли он к занятиям других, прежде чем попробовать самому?
Что делать если вам кажется, что ребёнок отстаёт в речевом развитии?
Задержка в речевом развитии детей дошкольного возраста — распространённое явление, и свойственно 5—10 % дошкольникам. Важно, что дети из семей, использующих два языка, могут немного отставать от сверстников, но к пятилетнему возрасту должны догонять.
Если вы беспокоитесь о том, что ребёнок отстаёт в речевом развитии, то лучше всего направить его к специалисту. Вероятно, нужно будет проверить и слух — это распространённая причина.
Методы и приёмы развития речи дошкольников
Большинство методов, которые приводит портал www.asha.org, должны быть в арсенале педагога для развития речи ребёнка в детском саду. Не менее важно для воспитателя убедиться в том, что и родители знают о них, а если нет — донести, объяснить, научить. В этом случае тоже не лишним будет сделать для них памятки. Таким образом педагог покажет свою заинтересованность в воспитании детей, что поможет наладить сотрудничество с родителями.
В возрасте до двух лет:
- Произносите звуки «ма», «па» и «ба». Пробуйте научить ребёнка произносить их в ответ.
- Смотрите на ребёнка, когда он произносит звуки. Говорите с ним и повторяйте то, что он говорит. Делайте вид, что ведёте беседу.
- Реагируйте на мимику и смех ребёнка. Повторяйте за ним.
- Учите его делать то, что делаете сами, например, хлопать в ладоши, играйте в ку-ку (упрощённый вариант пряток).
- Разговаривайте с ребёнком, когда кормите или одеваете его, рассказывайте, что вы делаете и как.
- Обращайте его внимание на цвета и формы.
- Считайте то, что видите.
- Используйте жестикуляцию, машите руками, указывайте на что-то.
- Разговаривайте про звуки, которые издают животные, это помогает ребёнку связать их с животными, которые их издают. Произносите фразы, как «собака делает гав-гав».
- Добавляйте к тому, что он произносит. Если он говорит «мама», отвечайте «мама тут, мама любит тебя».
- Читайте ребёнку, самое важное при этом — обсуждать картинки. Выбирайте книги с самыми красочными иллюстрациями. Спрашивайте, что это, и учите его называть и указывать на объекты.
От двух до четырёх лет:
- Используйте чёткую и понятную речь в общении с ребёнком.
- Повторяйте, что он говорит и давайте понять, что услышали его. Добавляйте к тому, что он произносит, например: «Хочешь сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Ты хочешь яблочный сок?».
- Нормально иногда разговаривать, как ребёнок, но важно добавлять «взрослые» слова.
- Вырезайте картинки любимых животных и знакомых предметов. Разделяйте их на категории, на чём можно ездить, что можно съесть, с чем можно играть. Делайте смешные картинки, смешивая и сопоставляя изображения. Например, прилепите картинку с собакой за колесо машины. Спросите, что не так, попросите «исправить».
- Помогайте ребёнку понимать и задавать вопросы. Играйте в игру Да—Нет. Спрашивайте, «Тебя зовут Рома?» и «Могут ли поросята летать?». Помогите ребёнку самому придумать такие вопросы и подловить вас.
- Задавайте вопросы, которые подразумевают выбор («Ты хочешь яблоко или апельсин?», «Ты хочешь надеть синюю рубашку или красную рубашку?»).
- Помогайте ему изучать новые слова. Называйте части тела и говорите о том, что ими делаете: «Это мой нос, я слышу им запах цветов, пирожного и супа».
- Пойте простые песни, рассказывайте простые стишки. Это помогает усвоить ритм речи.
- Поместите знакомые объекты в коробку. Попросите ребёнка достать один и рассказать, что это и для чего он нужен. Должно получиться что-то вроде: «Это мой мячик. Он подпрыгивает. Я играю с ним».
- Показывайте изображения знакомых людей и мест. Обсуждайте, кто они, что делают. Пробуйте придумывать новые истории с ними.
От четырёх до шести лет:
- Обращайте внимание, когда ребёнок говорит с вами.
- Привлеките его внимание, прежде чем заговорите с ним.
- Хвалите ребёнка, когда он рассказывает что-то. Показывайте, что поняли его.
- Делайте паузу после сказанного. Это даёт ребёнку возможность ответить.
- Продолжайте помогать ему узнавать новые слова. Произносите новое слово, объясните, что оно значит, или используйте его так, чтобы он понял. Например, скажите «автомобиль» вместо «машина». Вы можете сказать: «Я думаю, мы поедем сегодня в магазин на автомобиле. Я слишком устала, чтобы идти пешком».
- Говорите о том, как расположены предметы, используя слова «первый», «средний», «последний», «правый» и «левый». Объясните разницу между «сверху» и «снизу», «включён» и «выключен».
- Попросите ребёнка угадать, что вы описываете. Скажите: «Мы используем это, чтобы подметать пол» и попросите его найти веник. Скажите: «Оно холодное, сладкое и вкусное. Я люблю клубничное», так чтобы он угадал, что это мороженое.
- Занимайтесь с группой предметов или категорией. Попросите найти, что не подходит. Например, «Ботинок здесь лишний. Его нельзя скушать, а апельсин и яблоко можно, он не круглый, а яблоко и апельсин круглые, это не фрукт».
- Помогайте ребёнку следовать сложным инструкциям. Используйте указания, как «зайди в комнату и принеси свою книгу».
- Просите ребёнка давать указания. Следуйте им, когда он объясняет, как сделать башню из кубиков.
- Играя с ним, вы можете поменяться ролями, он будет родителем, а вы ребёнком. Разговаривайте про разные комнаты в помещении и мебель, которая в них находится.
- Смотрите фильмы и мультфильмы вместе. Обсуждайте то, что видите. Попросите предугадать, что произойдёт дальше. Говорите о персонажах. Они весёлые или грустные? Просите рассказать, что произошло по сюжету. Попробуйте разыграть сценку из фильма, придумайте другую концовку.
- Используйте ежедневные занятия, чтобы учить язык. Например, обсуждайте еду, её цвет, форму и вкус во время обеда. Обсуждайте, куда лучше положить предметы. Попросите положить салфетку на стол, на колени или под ложку. Спросите, чья это салфетка. Скажите: «Это моя салфетка», «Это её салфетка», «Это салфетка Саши».
- Обсуждайте покупки в магазине, что купили, сколько было нужно, что с этими покупками делать. Обсуждайте размер, форму и вес.
Больше полезной информации для развития вашего детского сада вы получите на Международной конференции «Взаимодействие ДОУ и семьи: лучшие российские практики и зарубежный опыт», которая пройдёт 6―8 августа. Приходите на конференцию, и вы узнаете, как завоевать доверие родителей и создать положительный имидж ДОУ.
Комментарии
Ближайшие мероприятия

«Хвалить нельзя ругать»
Дата проведения: 24 декабря 2019 года
Формат: Онлайн-вебинар
Для Руководителей всех уровней

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО
Дата проведения: 17 - 19 декабря 2019 года
Формат: Международная конференция
Для руководителей профессиональных образовательных организаций