Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста

Что нужно знать о сенсорном развитии детей?

Мы привыкли воспринимать нашу способность видеть, слышать и чувствовать как должное. Это распространённое мнение — считать, что наши чувства развиваются сами по себе. Но это в корне неверно. Развивать все пять чувств нужно с раннего возраста.


Особенность сенсорного развития детей раннего возраста заключается в том, что происходит оно в течение первых шести лет жизни. Об этом пишет портал www.montessoriworld.org. В детские годы нервная система всё ещё формируется, а зависит её нормальное развитие от правильного питания и адекватной стимуляции.

Исследование на обезьянах доказало, что неадекватная стимуляция осязания и других чувств ведёт к значительной недоразвитости нервной системы. Было выявлено, что после завершения критического периода биологического развития исправить уже ничего нельзя.

Нервные окончания и связи — не единственные части нервной системы, которые развиваются у детей в течение первых шести лет. Оптометристы (специалисты, которые занимаются медицинским наблюдением глаз наряду с офтальмологами) утверждают, что сам глаз продолжает развиваться в этот период. Они считают необходимым проверять способность ребёнка видеть в трёхлетнем возрасте, чтобы понять развивается ли глаз нормально. Если нет — они прописывают упражнения для зрения.

То, как глаза «используются» влияет на их развитие, поэтому важно следить, чтобы дети занимались той деятельностью, которая поможет зрению ребёнка полноценно сформироваться.

Важно предоставлять все необходимые условия для полного биологического развития нервной системы. Это означает, что ребёнку нужна стимуляция и возможность для развивающей деятельности. Учёные показали, что развитие не происходит при пассивном поведении.

Первый эксперимент

Это было наглядно продемонстрировано в эксперименте с мышами. Во время критического периода раннего развития, мышата были помещены в тёмную коробку, в которой ничего не видно. Когда они выросли и были выпущены на свет, оказалось, что они слепы.

Это поддержало растущее убеждение учёных, что деятельность важна для сенсорного развития детей дошкольного возраста. Это заставило учёных задуматься, какие упражнения важны для развития нервной системы.

Второй эксперимент

Другой эксперимент показал отличия активного опыта от пассивного. Новая группа мышат была выращена в тёмной коробке, в похожих условиях с предыдущим опытом. Но в этот раз мышат выпускали на свет на некоторое время ежедневно. Они были разделены на две группы, первые могли свободно перемещаться и исследовать окружение. Их единственное ограничение заключалось в том, что они были в упряжке и тащили за собой тележку со второй группой. Мышата в тележке наблюдали всё то же самое, что и другие, в течение такого же количества времени. В итоге первые развили способность видеть, а вторые  нет. Это показало, что активное взаимодействие с окружающей средой критично для сенсорного развития.

Третий «эксперимент»

У двух глухих родителей родился мальчик с нормальным слухом, и родители хотели, чтобы он научился говорить. Так как они общались на языке жестов, то считали, что его речевому развитию должно было помочь телевидение, которое ребёнок смотрел ежедневно. Тем не менее, у ребёнка не развились способности понимать речь и разговаривать. Язык жестов же, которым пользовались в его семье, он освоил. Без активного взаимодействия со звуками и языком, развития речи не происходит.

Роль взрослого в сенсорном развитии детей дошкольного возраста

У детей есть собственный интерес и мотивация к познанию окружающего мира через чувства, а взрослые могут помочь, создавая условия, которые подходят для этого. Если воспитатель видит трёхлетнего ребёнка, который трогает траву рукой, он может помочь ему, если предложит другие интересные предметы для стимуляции осязания.

Именно так взрослые способствуют сенсорному развитию дошкольников. Важно не навязывать, а предоставлять возможность. Необходимо создавать такую образовательную среду, которая способствует развитию. Если ребёнок будет плохо понимать и отличать очертания предметов, контуры и формы, это неминуемо выльется в проблемы с чтением.

Недостаток необходимого раннего развития детей ограничивает будущие возможности. Этим объясняется отсутствие музыкального слуха у людей. Это не генетическая или физиологическая проблема, а образовательная. В Венгрии, где музыка является важной частью национальной культуры, отсутствие музыкального слуха является редкостью. Это снова доказывает то, что сенсорное развитие детей происходит не само собой, и взрослые должны ему содействовать.

Признаки проблем в сенсорном развитии детей дошкольного возраста:

  1. Гиперчувствительность или слабая реакция на прикосновения, движение, окружающую среду и звуки.
  2. Необычно высокий или низкий уровень активности.
  3. Неспособность сосредоточиться, невнимательность к заданиям.
  4. Задержка в речевом развитии, двигательном или образовательном.
  5. Проблемы с координацией, неуклюжесть.
  6. Плохое чувство собственного тела.
  7. Сложность в освоении новых видов деятельности и понимании, как использовать незнакомые игрушки.
  8. Сложности с действиями, для которых нужно использовать обе руки одновременно.
  9. Постоянная неорганизованность.
  10. Сложность в переключении между видами деятельности и окружением.
  11. Неразвитые социальные навыки.
  12. Импульсивность или недостаток самоконтроля.
  13. Сложность с тем, чтобы успокоиться после падения или ушиба.

Идеи, которые помогут в сенсорном развитии детей

Слух:

  • Игры, для которых важно внимательно слушать инструкции. Задавайте ребёнку вопросы по игровому процессу.
  • Запоминание последовательности звуков. Для этого подойдут и хлопки ладошек, и колокольчики, и другие предметы, которые издают звук.
  • «Звуковое путешествие» — обращайте внимание ребёнка на различные звуки в любой незнакомой обстановке.

Зрение:

  • Игры, в которых нужно группировать похожие предметы или карточки.
  • Во время чтения книги, просите описать, что ребёнок видит на картинках.
  • Занимайтесь деятельностью, для которой нужно внимательно наблюдать за чем-то, например, ловить мячик.

Обоняние:

  • Просите ребёнка определить знакомые запахи с завязанными глазами, например, шоколада или акварели.
  • Составьте набор карточек, к которым приклеены цветы или травы с сильным запахом, попросите ребёнка угадать, чему соответствует каждая карточка.
  • Комбинируйте запахи, помогите малышу понять, какие именно запахи вы смешали.

Вкус:

  • Просите ребёнка пробовать ингредиенты, например, салата. Задавайте вопросы, понравился ли вкус, напоминает ли он какой-то другой и т. д.
  • Просите малыша угадывать вкусы его любимой еды.

Осязание:

  • Изучайте предметы на ощупь не только ладонями, но и, например, ступнями.
  • Прячьте знакомые предметы внутри наволочки и просите угадать на ощупь, что это.
  • Используйте для игр глину, воду, песок, рис, муку, содействуйте ребёнку в их изучении.

Комментарии

Ближайшие мероприятия

«Хвалить нельзя ругать»

«Хвалить нельзя ругать»

Дошкольное образование

Дата проведения: 24 декабря 2019 года

Формат: Онлайн-вебинар

Для Руководителей всех уровней

Подробнее
Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Образование

Дата проведения: 17 - 19 декабря 2019 года

Формат: Международная конференция

Для руководителей профессиональных образовательных организаций

Подробнее

Все мероприятия

Отзывы участников

Все отзывы

Мы в социальных сетях