Авторитарный или либеральный: какой стиль педагогического общения выбрать?

Методы обучения, или же стили педагогического общения, — это образовательные принципы и стратегия ведения урока в классе. Использование различных подходов началось в XX веке. Этому поспособствовали научные исследования. Как только стало понятно, что все учатся по-разному, стало очевидно, что и преподавать тоже нужно по-разному. Об этом пишет портал «CogniFit».

Два философа, Джон Локк (Some Thoughts Concerning Education) и Жан-Жак Руссо (On Education), разработали теории того, как обучать, ещё в XVIII веке. Сегодня, благодаря этим мыслителям, мы имеем представление о различных стилях педагогического общения.

Локк считал, что самое главное — это выработка характера, развитие воли и дисциплины. Руссо же верил, что образование должно быть построено вокруг взаимодействия ребёнка с окружающим миром, а обучение должно меньше зацикливаться на учебниках.

Зачем нужны разные стили педагогического общения?

Почему нельзя учить всех одинаково? Почему ребёнок не может выучить что-то так же, как его друг или сосед? Потому что все воспринимают новую информацию по-разному, для этого им нужны разные условия и разное количество времени. Некоторым достаточно объяснить один раз, а другим необходимо практическое применение полученных знаний, может придётся ещё и повторить несколько раз, чтобы полностью разобраться.

Различные стили педагогического общения необходимы, чтобы дети могли усвоить то, что требует от них учитель или воспитатель.

Какой метод выбрать, зависит от образовательного учреждения, состава класса или группы, личных убеждений педагога и, самое главное, предмета обучения.

Методы и стили

  1. Авторитарный стиль педагогического общения. Дети сидят и слушают, как учитель или воспитатель рассказывает об определённой, подготовленной заранее, теме. Они делают записи и стараются запомнить то, что им говорят. Очень популярен этот метод в университетах и школьных классах с большим количеством учеников. Но чем меньше группа, тем менее эффективна такая форма обучения.
  2. Демонстрационный стиль. Очень похож на предыдущий, педагог всё ещё главная фигура, но помимо устного материала, применяются ещё и наглядные демонстрации, презентации, практические задания. Для предметов, связанных с искусством — это идеальный подход. Тем не менее, слабое место у этого стиля педагогического общения такое же, как у предыдущего, — нехватка личного общения между взрослым и ребёнком, что не помогает удовлетворить индивидуальные потребности детей.
  3. Демократический стиль педагогического общения опирается на инициативу детского коллектива и активные методы его мотивации к самообучению. В отличие от авторитарного стиля, педагог задаёт детям вопросы, а не даёт ответы. Цель — помочь детям познать что-то глубже с помощью самостоятельного изучения, а также выработать умение решать проблемы. Лучше всего эта техника применима в малых группах, потому что учитель или воспитатель должен общаться с каждым лично, что становится практически невозможным с увеличением количества детей.
  4. Групповой метод. Подходит для тех школьных предметов, которые требуют совместной работы детей, например, лабораторной по физике. Педагог выполняет роль наблюдателя, поощряя взаимодействие школьников друг с другом, в процессе которого и происходит обучение новым знаниям. Этот стиль популярен, но у него есть большой минус — пассивная роль самого педагога из-за того, что он перестаёт быть главной фигурой на занятии.
  5. Либеральный стиль педагогического общения. Предпочитают его те, кто избегает ответственности. Учитель или воспитатель выполняет свои обязанности только формально и самоустраняется от реального руководства. Более того, он не выполняет воспитательные функции, ограничиваясь лишь формальным обучением чему-то. Чаще всего в основе такой тактики невмешательства лежит равнодушие и незаинтересованность в детях и их проблемах. Со временем такой педагог теряет авторитет, контроль над классом или группой и дисциплина на его занятиях падает.
  6. Гибридный метод. Это — попытка учесть всё и сразу: личные предпочтения, индивидуальность и интересы каждого ребёнка. Педагог пытается успеть всё и сразу, подстроиться под каждого. Часто это негативно сказывается на самом образовательном процессе.

Какой стиль педагогического общения выбрать?

Нет конкретного ответа на этот вопрос. Детям, которые не усвоили материал с первого раза нужен подробный разбор на конкретных примерах. Считается, что групповой метод повышает заинтересованность и мотивацию детей, но, если его использовать постоянно — занятия быстро станут скучными.

Лучше всего педагогу освоить как можно больше методов и стилей педагогического общения и постоянно применять их на практике. Некоторые уроки, вероятно, просто не получатся или провалятся, но со временем это поможет понять, как подстроиться под нужды каждой группы детей. Более того, это поможет педагогу осознать свои сильные и слабые стороны.

Для того чтобы учить и воспитывать современных детей, нужно понимать их интересы и увлечения. Для того чтобы делать это эффективно, педагогу нужно учиться самому. Необходимо это и руководителю образовательного учреждения. Такая возможность представится 24—27 сентября 2019 года. В эти дни в Калининграде пройдёт Международный семинар-тренинг «В ногу со временем: развитие ключевых компетенций современного руководителя образовательного учреждения».

Оставьте комментарий

  • telcoAlEm

    Офисные АТС в Крыму. Компания Tritel предоставляет услуги безлимитного доступа к сети Интернет для жителей Симферополя с возможностью подключения к сети на скорости 100Мбит/с. Подключить интернет в Симферополе. Бесплатное кабельное телевидение в Симферополе. услуги безлимитного интернета всего за 360 рублей. У нас Вы можете подключить интернет всего за сутки. Телефония в Крыму.
    Ответить
    • MSNYCDreria

      Are you an active person as well as you do not have sufficient time for cleansing? It is for you that we provide the house cleaning service (incoming cleaning lady). We will pick a specialist cleaning company to carry out cleansing on-site in NY. We will certainly help fix the problem of cleaning as effectively as feasible, rewarding and also asap. An application for calling house maids is finished within 30-60 minutes, depending on where the cleansing specialist lies closest to the workplace. Pursuing sanitation and also order takes our priceless hrs and also mins daily. We will happily tackle your cares - in the component that worries the tidiness as well as order in the house. Appreciate free time, enjoyable as well as socializing with your enjoyed ones, and also house maid solution Staten Island will certainly take care to conserve you from daily problems! Our house cleaning New York City will certainly come to your ease, clean up as well as go. You no longer require
      Ответить

      Ближайшие мероприятия

      Практические вопросы управления: финансы, безопасность, интенсивная борьба с рисками

      Практические вопросы управления: финансы, безопасность, интенсивная борьба с рисками

      Образование

      Дата проведения: 26 августа - 13 сентября 2019 года

      Формат: Онлайн-марафон

      Для руководителей организаций всех форм собственности

      Подробнее

      Все мероприятия

      Отзывы участников

      " frameborder="0" allowfullscreen>

      Все отзывы

      Мы в социальных сетях

      socials