Характеристика стилей педагогического общения

Авторитарный или либеральный: какой стиль педагогического общения выбрать?

Какие ещё стили педагогического общения существуют? Почему их много? Чем они отличаются и какие лучше работают на уроках сегодня?

Методы обучения, или же стили педагогического общения, — это образовательные принципы и стратегия ведения урока в классе. Использование различных подходов началось в XX веке. Этому поспособствовали научные исследования. Как только стало понятно, что все учатся по-разному, стало очевидно, что и преподавать тоже нужно по-разному. Об этом пишет портал «CogniFit».

Два философа, Джон Локк (Some Thoughts Concerning Education) и Жан-Жак Руссо (On Education), разработали теории того, как обучать, ещё в XVIII веке. Сегодня, благодаря этим мыслителям, мы имеем представление о различных стилях педагогического общения.

Локк считал, что самое главное — это выработка характера, развитие воли и дисциплины. Руссо же верил, что образование должно быть построено вокруг взаимодействия ребёнка с окружающим миром, а обучение должно меньше зацикливаться на учебниках.

Зачем нужны разные стили педагогического общения?

Почему нельзя учить всех одинаково? Почему ребёнок не может выучить что-то так же, как его друг или сосед? Потому что все воспринимают новую информацию по-разному, для этого им нужны разные условия и разное количество времени. Некоторым достаточно объяснить один раз, а другим необходимо практическое применение полученных знаний, может придётся ещё и повторить несколько раз, чтобы полностью разобраться.

Различные стили педагогического общения необходимы, чтобы дети могли усвоить то, что требует от них учитель или воспитатель.

Какой метод выбрать, зависит от образовательного учреждения, состава класса или группы, личных убеждений педагога и, самое главное, предмета обучения.

Методы и стили

  1. Авторитарный стиль педагогического общения. Дети сидят и слушают, как учитель или воспитатель рассказывает об определённой, подготовленной заранее, теме. Они делают записи и стараются запомнить то, что им говорят. Очень популярен этот метод в университетах и школьных классах с большим количеством учеников. Но чем меньше группа, тем менее эффективна такая форма обучения.
  2. Демонстрационный стиль. Очень похож на предыдущий, педагог всё ещё главная фигура, но помимо устного материала, применяются ещё и наглядные демонстрации, презентации, практические задания. Для предметов, связанных с искусством — это идеальный подход. Тем не менее, слабое место у этого стиля педагогического общения такое же, как у предыдущего, — нехватка личного общения между взрослым и ребёнком, что не помогает удовлетворить индивидуальные потребности детей.
  3. Демократический стиль педагогического общения опирается на инициативу детского коллектива и активные методы его мотивации к самообучению. В отличие от авторитарного стиля, педагог задаёт детям вопросы, а не даёт ответы. Цель — помочь детям познать что-то глубже с помощью самостоятельного изучения, а также выработать умение решать проблемы. Лучше всего эта техника применима в малых группах, потому что учитель или воспитатель должен общаться с каждым лично, что становится практически невозможным с увеличением количества детей.
  4. Групповой метод. Подходит для тех школьных предметов, которые требуют совместной работы детей, например, лабораторной по физике. Педагог выполняет роль наблюдателя, поощряя взаимодействие школьников друг с другом, в процессе которого и происходит обучение новым знаниям. Этот стиль популярен, но у него есть большой минус — пассивная роль самого педагога из-за того, что он перестаёт быть главной фигурой на занятии.
  5. Либеральный стиль педагогического общения. Предпочитают его те, кто избегает ответственности. Учитель или воспитатель выполняет свои обязанности только формально и самоустраняется от реального руководства. Более того, он не выполняет воспитательные функции, ограничиваясь лишь формальным обучением чему-то. Чаще всего в основе такой тактики невмешательства лежит равнодушие и незаинтересованность в детях и их проблемах. Со временем такой педагог теряет авторитет, контроль над классом или группой и дисциплина на его занятиях падает.
  6. Гибридный метод. Это — попытка учесть всё и сразу: личные предпочтения, индивидуальность и интересы каждого ребёнка. Педагог пытается успеть всё и сразу, подстроиться под каждого. Часто это негативно сказывается на самом образовательном процессе.

Какой стиль педагогического общения выбрать?

Нет конкретного ответа на этот вопрос. Детям, которые не усвоили материал с первого раза нужен подробный разбор на конкретных примерах. Считается, что групповой метод повышает заинтересованность и мотивацию детей, но, если его использовать постоянно — занятия быстро станут скучными.

Лучше всего педагогу освоить как можно больше методов и стилей педагогического общения и постоянно применять их на практике. Некоторые уроки, вероятно, просто не получатся или провалятся, но со временем это поможет понять, как подстроиться под нужды каждой группы детей. Более того, это поможет педагогу осознать свои сильные и слабые стороны.

Для того чтобы учить и воспитывать современных детей, нужно понимать их интересы и увлечения. Для того чтобы делать это эффективно, педагогу нужно учиться самому. Необходимо это и руководителю образовательного учреждения. Такая возможность представится 24—27 сентября 2019 года. В эти дни в Калининграде пройдёт Международный семинар-тренинг «В ногу со временем: развитие ключевых компетенций современного руководителя образовательного учреждения».

Комментарии

Ближайшие мероприятия

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО

Образование

Дата проведения: 17 - 19 декабря 2019 года

Формат: Международная конференция

Для руководителей профессиональных образовательных организаций

Подробнее

Все мероприятия

Отзывы участников

Все отзывы

Мы в социальных сетях