Тьюторство в детском саду: дань моде или важный элемент образовательного процесса?
Далеко не все педагоги (и уж тем более обыватели!) знают, кто такой тьютор, чем он занимается и чем может быть полезен в сфере дошкольного образования. А ведь тьюторство – важнейший элемент индивидуализации. Того самого явления, которое способствует «превращению» детей в самостоятельных, инициативных, умеющих самоопределяться и брать ответственность за свою жизнь граждан. Тьюторство занимается этими процессами профессионально, представляя собой ресурсную и эффективную практику.
Научить выбирать
Когда в дошкольном учреждении создана богатая среда, в которой есть место для выбора и самоопределения, тьютор становится для ребенка наставником, формирующим ориентационное поле развития. Этот специалист опирается на внутренний потенциал субъекта и оставляет за ним право совершать выбор, неся за него ответственность.
Именно тьютор (наставник) запускает «пусковой механизм» совершенствования человека, обеспечивая его сопровождение, помогая освоить ресурсы социальной среды для образовательного, профессионального и личностного развития. Разумеется, с учетом мнения родителей или законных представителей ребенка, а также возможностей его ближайшего окружения.
Необходимо ли тьюторство в детском саду?
В каждом дошкольном учреждении найдутся неусидчивые, невнимательные, гиперактивные или чрезвычайно одаренные дети. Когда вся группа выучила буквы и уже вовсю слагает из них слова, 2-3 ребенка не усвоили материал и застопорились, а один заскучал, потому что давно обогнал своих сверстников за счет природной любознательности.
Тьютор – тот специалист, которому под силу индивидуализировать образовательный процесс в соответствии с особенностями, потребностями и возможностями подопечного. Он организует процесс так, чтобы ребенок усвоил принятую в детском саду программу, не нарушив развитие остальных детей. Согласитесь, воспитатель группы, в которой занимается 25 детей, не способен обеспечить каждому воспитаннику индивидуальный подход.
Стоит ли внедрять тьюторство в детском саду? Безусловно! Это отличная среда для создания индивидуальных образовательных программ и качественной подготовки ребенка к школе, в условия которой ему будет легче влиться под руководством профессионального наставника.
Ориентация на личность ребенка
Тьюторство появляется там, где возникает необходимость в индивидуализации образовательных программ. Тьютор – это не нянечка, контролирующая действия ребенка и решающая за него возникающие проблемы. Это специалист, который учит своего подопечного справляться с трудностями самостоятельно и консультирует родителей (и педагогов) в отношении конкретного ребенка.
Обозначая задачи тьютора, выделим:
- сопровождение ребенка в его обычной среде (придание ей развивающих свойств);
- создание условий для получения образования в конкретной системе;
- преодоление дефицитов развития;
- формирование новых компетенций;
- построение партнерских отношений с семьей ребенка и его педагогами.
О нововведениях в сфере дошкольного образования, Вы сможете узнать на Всероссийской научно-практической конференции «Проектирование устойчивого развития ДОУ: платные услуги, стандартизация, экспертиза программ».
Ближайшие мероприятия

Непрерывное педагогическое образование и моделирование мотивирующей среды в школе
Дата проведения: 24 - 27 апреля 2018 года
Формат: Международный практический семинар
Для руководителей общеобразовательных организаций, их заместителей, педагогов и мет

Перспективы развития системы профессиональных квалификаций в России
Дата проведения: 28 мая 2018 года
Формат: Всероссийский информационно-аналитический вебинар
Для руководителей профессиональных образовательных организаций, заместителей руководителей ПОО, методистов.