Увеличится ли заработная плата медицинских работников в 2017 году?

Судя по последним принятым нормативным документам, которые ограничивают рамки государственного финансирования, размер заработной платы в 2017 году должен увеличиться. Причём основным источником повышения уровня заработной платы будут средства обязательного медицинского страхования. Почему такая уверенность есть? 

В первоначальном тексте Пояснительной записки к проекту федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Пояснительная записка) содержался раздел «Нерешённые вопросы по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597». В документе говорилось о том, что запланированные на 2017 год расходы бюджета Федерального фонда на реализацию базовой программы ОМС не смогут обеспечить выполнение показателей по повышению заработной платы медицинских работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». 

В целях решения данной задачи Фонд предложил Правительству направить на выполнение показателей по заработной плате средства Фонда, выделенные на сбалансированность федерального бюджета в объёме 91,2 млрд. рублей, фактически на цели, не связанные со здравоохранением.

Так как перечисление указанной дотации в федеральный бюджет реально могло быть осуществлено только в последний банковский день финансового года, федеральный бюджет не смог бы использовать указанные средства в 2016 году. 

Сохранившиеся таким образом в бюджете ФОМС средства в качестве переходящих остатков средств обязательного медицинского страхования, согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, и станут источником финансового обеспечения не только дефицита бюджета Федерального фонда на 2017 год и частично на 2018 год, но и дополнительными средствами на повышение уровня заработной платы работникам медицинских организаций. 

В соответствии с принятым Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда ОМС на 2017-2019 годы» и Постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 N 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», тарифы на медицинские услуги в рамках базовой программы ОМС будут повышены в среднем на 5,4 %. 

Не стоит забывать и о том, что пусть незначительную часть в средствах территориальных программ государственных гарантий составляют средства бюджетов субъектов. Довольно часто сегодня приходится слышать о значительном финансовом бремени, которое несут бюджеты субъектов по исполнению своих обязательств, и в частности, в отношении социальной сферы. И в данной связи нелишне было бы отметить, что в нашей стране наибольший процент расходов на здравоохранение несут наиболее дотационные регионы, и наоборот, регионы-доноры имеют наименьший процент расходов на здравоохранение в объемах внутреннего регионального продукта (например, в Москве, Тюменской области доля расходов на здравоохранение составляет 3%, а в республиках Ингушетия, Тыва – 17%). 

Размер заработной платы медицинских работников зависит от ряда условий. И каждое из условий на сегодняшний день сопровождается целым букетом нерешённых проблем как организационного, так и в большей мере, законодательного характера. 

Одно из условий связано с тем, насколько медицинская организация приблизилась к показателям уровня заработной платы соответствующих категорий медицинских работников, установленным дорожными картами в соответствии с майскими указами Президента 2012 года. Именно в данном вопросе возникает наибольшее количество проблем. Показатели выполнения уровня заработной платы заложены в трудовых договорах руководителей медицинских организаций. Зачастую, руководители пытаются любой ценой выполнить эти самые показатели, начиная с необоснованного сокращения штата медработников, в основном, за счёт сокращения младшего медицинского персонала путём перевода их в разряд категории прочих работников, до снижения расходов, непосредственно влияющих на качество и полноту оказания медицинской помощи: питание, лекарственные препараты, медицинские изделия, и другие незащищённые статьи расходов. Всё это в итоге приводит к весьма плачевным результатам. 

Следующее условие связано с возможностью медицинской организации пополнить фонд оплаты труда за счёт иных, в том числе негосударственных источников финансирования. Например, за счёт платных услуг, добровольного медицинского страхования, хоздоговорной деятельности. И здесь есть свои проблемные зоны. Так, многие руководители медицинских организаций искусственно ограничивают доступ пациентов к добровольному получению медицинских услуг на платной основе. Не секрет, что такое положение дел сопровождается поборами со стороны медицинских работников. В ряде субъектов существует налаженная система такого поведения. Решить эту проблему можно лишь административным путем.

Другой проблемой является установление рядом административных лиц органов управления здравоохранением ограничений на уровень заработной платы. Это вызывает необходимость формирования неофициальных каналов распределения заработанных медицинской организацией средств. 

Третье условие, от которого зависит уровень заработной платы работников, это сбалансированность кадрового потенциала соотносительно потребностям количественного и половозрастного состава населения в конкретных видах медицинской помощи в соответствии с показателями заболеваемости, смертности. Широкое вовлечение общественности в обсуждение вопросов финансирования, кадрового обеспечения медицинских организаций, привело к тому, что многие необходимые эффективные меры, такие как формирование оптимального штата медицинских работников, оптимальной разноуровневой структуры оказания медицинской помощи, остаются не реализованными. 

Есть и ещё ряд немаловажных факторов, от которых зависит размер заработной платы конкретного работника медицинской организации. И данные факторы в основном, завязаны на показатели эффективности деятельности в рамках «эффективного контракта». Не секрет, что и это условие зачастую носит весьма условный, формальный характер, что подрывает доверие к любым новациям в сфере трудовых отношений со стороны медиков. 

Кто же должен решать данные проблемы? Ведь 323 ФЗ «Об охране здоровья граждан Российской Федерации» развёл полномочия по вопросам здравоохранения между уровнями органов власти. Минздрав России теперь не вправе вмешиваться в политику здравоохранения субъекта, а документы, выпускаемые ведомством, носят рекомендательный для субъектов характер.  

Одни считают, что необходимо вернуть централизованное управление системой здравоохранения, обосновывая своё мнение местечковостью мышления лиц, принимающих решение в субъектах по вопросам здравоохранения, их недальновидностью и боязнью сделать что-то не так. 

Другие считают, что только на уровне конкретной территории, зная все особенности, специфику регионального здравоохранения, можно и нужно решать вопросы, федеральное законодательство лишь устанавливает рамки области действий. К сожалению, рамки эти весьма лабильны, в основные федеральные законы по здравоохранению ежегодно вносится множество поправок, издаётся множество подзаконных актов. Что делать, законодательство развивается в условиях реальной действительности. 

В любом случае, решить описанные проблемы можно лишь в параллельном содействии всех заинтересованных и вовлечённых сторон: федеральные законотворцы должны чётко прописывать все нюансы отправления норм законодательства в сфере здравоохранения, на уровне субъекта должен наблюдаться рост инициативности и ответственности в управлении отраслью в соответствии с буквой закона, на уровне медицинских организаций – повышение правовой, экономической грамотности управляющих лиц, повышение активной профессиональной позиции работников медицинских организаций в решении трудовых вопросов. 

21 - 25 августа 2017 года пройдёт симпозиум «Управление медицинским учреждением в современных условиях». Для главных врачей, руководителей подразделений медицинских организаций, представителей министерств и ведомств в сфере здравоохранения будет предоставлена возможность обсудить с коллегами наболевшие проблемы, сформировать необходимые навыки для успешного управления медучреждением.

Автор: Ольга Валерьевна Обухова, заведующая отделением экономики и ресурсного обеспечения здравоохранения ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава РФ». 

© Все права защищены. При перепечатке материалов активная ссылка на статью обязательна.

Заставит задуматься над тем, как усовершенствовать работу своего учреждения, и определить для себя новое направление работы II Международный интерактивный симпозиум «Современные инструменты и технологии управления медицинским учреждением».

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Системный подход к управлению медицинской организацией

    Системный подход к управлению медицинской организацией

    Здравоохранение

    Дата проведения: 19 - 22 марта 2019 года

    Формат: Международная научно-практическая конференция

    Для руководителей медицинских организаций

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях