Здоровьесберегающие технологии в начальной школе по ФГОС: внедрение и оценка

Причины введения здоровьесберегающих технологий в школе 

По данным медицинской статистики, сегодня в первый класс приходит порядка 20 % детей с пограничными нарушениями здоровья. Особую тревогу вызывает практика подготовки детей в школе, которая отрицательно влияет на желание детей учиться. Дошкольников перегружают информацией, что приводит к накоплению усталости и снижению мотивации. 

80 % дошколят, посещавших подготовительные группы, не радуются тому, что будут учиться в школе. Поэтому учителям начальных классов приходится сталкиваться с разрушенной мотивацией к обучению всё чаще. 

Ещё одной проблемой, отрицательно сказывающейся на здоровье детей, является снижение двигательной активности. Зачастую в начальной школе не соблюдается максимально допустимая нагрузка на обучающихся, а в расписании преобладают занятия, непозволяющие активно двигаться. В учебный план не включают такие активные формы, как экскурсии, игры, прогулки с определённой целью и другие формы работы. 

Школьники основное учебное время сидят за партами, а дома перемещаются за компьютер или устраиваются перед телевизором. По данным медиков, дети, которые мало двигаются, дают стопроцентную заболеваемость и часто болеют. 

В начальных классах формируется 70 % функциональных расстройств, которые на момент окончания школы становятся хроническими. Заболеваемость органов зрения вырастает в 5 раз, органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата - в 3 раза. Опасения вызывает и увеличение нервно-психических расстройств и заболеваний сердечно-сосудистой системы. 

  • Всего 10 % страшеклассников медики относят к числу здоровых.
  • 50 % школьников имеют хронические заболевания.
  • 40 % - входят в группу риска. 

Эти цифры говорят о том, что в образовательных организациях не создаётся здоровьесберегающая среда и не используются здоровьесберегающие технологии. 

Цель здоровьесберегающих технологий в школе 

Для любой образовательной технологии здоровьесбережение - качественная характеристика, показывающая, может ли технология решить задачу поддержания и сохранения здоровья. 

Здоровьесберегающие технологии в школе по ФГОС также можно определить как совокупность методов, приёмов и принципов педагогической деятельности, которые дополняют традиционные образовательные технологии. 

Кроме этого, здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся. 

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы охватывают следующие направления: 

  1. Организация образовательного процесса на основе санитарных норм и гигиенических требований.
  2. Ежегодная диспансеризация.
  3. Двигательная активность (уроки физкультуры, динамические паузы в течение дня, спортивно-массовая работа).
  4. Рациональное питание.
  5. Формирование ценности здоровья и ЗОЖ.
  6. Служба психологической поддержки.
  7. Своевременное выявление детей с девиантным поведением. 

Виды здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Исследователи делят все здоровьесберегающие технологии, которые используются в школе, на три подгруппы. 

Первая подгруппа: организационно-педагогические технологии 

Это технологии, которые определяют структуру образовательного процесса. Они предотвращают у обучающихся состояние переутомления, гиподинамии и прочих дезадаптаций. 

Вторая подгруппа: психолого-педагогические технологии 

Они связаны с деятельностью учителя на уроке и с тем воздействием, которое он оказывает на обучающихся. 

Третья подгруппа: учебно-воспитательные технологии 

В эту подгруппу входят программы, в рамках которых дети учатся заботиться о своём здоровье. Технологии позволяют сформировать культуру здоровья, мотивировать к ведению ЗОЖ, предупредить появление вредных привычек. 

Какие задачи должен решить учитель, осваивающий здоровьесберегающие технологии? 

Чтобы освоить и внедрить здоровьесберегающие технологии, учитель должен решить ряд задач: 

  • во-первых, повысить квалификацию по вопросам здоровья и здоровьесберегающих технологий;
  • во-вторых, пересмотреть методику преподавания и включить в неё сначала элементы здоровьесберегающих образовательных технологий, а затем - полностью перейти на данные технологии;
  • в-третьих, проанализировать и скорректировать педагогические приёмы и техники, определив их воздействие на здоровье обучающихся;
  • в-четвёртых, содействовать формированию здоровьесберегающей образовательной среды, налаживая эффективное взаимодействие всех субъектов образования: педагогов, обучающихся, родителей. 

Если речь идёт о создании единой здоровьесберегающей среды, то директор школы, организуя работу, может действовать по следующему алгоритму. 

Алгоритм введения здоровьесберегающих технологий в школе по ФГОС 

Шаг 1. Выявить отрицательные воздействия образовательной организации на здоровье обучающихся и осознать необходимость решения данных проблем.

Шаг 2. Объединить педагогов и помочь им осознать ответственность за ухудшение здоровья обучающихся.

Шаг 3. Освоить необходимые здоровьесберегающие технологии и обрести компетенции.

Шаг 4. Использовать полученные знания, умения и навыки на практике, тесно взаимодействуя друг с другом, медицинскими работниками, обучающимися и родителями. 

Критерии оценки здоровьесберегающих технологий в школе

Профессоры Л.А. Харисова и Ф.Ф. Харисов разработали систему оценки здоровьесберегающих технологий, основанную на таких критериях, как

  • актуальность,
  • полезность,
  • контролируемость,
  • реализуемость. 

Каждый из критериев оценивается по 11-балльной шкале от 0 до 10.

Степень актуальности определяется значимостью проблемы, которую можно решить за счёт использования здоровьесберегающей технологии (0 - неактуально, 10 - очень актуально).

Полезность или полезный эффект технологии зависит от её инновационного потенциала, надёжности и перспективности. Инновационность можно оценить двумя способами: по опыту, который получили другие школы, и по 11-балльной шкале (0 - низкий, 10 - высокий). Надёжность определяется точно так же, как и инновационность. Перспективы технологии определяют прогнозированием продолжительности её использования. Чтобы дать полезности технологии интегральную оценку, нужно перемножить эти показатели и разделить на 100. Максимальная оценка - 10 баллов. 

Реализуемость здоровьесберегающей технологии оценивается по наличию условий для её эффективного освоения. Нужно оценить: 

  • временные затраты,
  • кадровые возможности,
  • готовность педагогов,
  • материальные и финансовые условия,
  • программное обеспечение,
  • нормативно-правовую базу. 

Снова используется 11-балльная шкала, где 0 - не обеспечено, 10 - полностью обеспечено. Оценить необходимо каждый критерий, а затем взять наименьший балл по всем показателям.

Контролируемость реализации технологии оценивается по 11-балльной шкале: 0 - неконтролируется, 10 - полностью контролируется.

Итоговый балл по всем критериям высчитывается путём перемножения оценок актуальности, реализуемости, полезности и контролируемости и деления произведения на 1000. Максимальный балл равен 10.

Стоит ли отказываться от использования здоровьесберегающей технологии, если итоговый балл получился меньше десяти? В данной ситуации нужно обратить внимание на два показателя: актуальность и инновационный потенциал. Если они высокие, то имеет смысл проанализировать факторы, снизившие общую оценку. 

На сегодняшний день существует множество подходов к созданию здоровьесберегающей среды в школе, разработано множество технологий, доказавших свою эффективность. Список здоровьесберегающих технологий, который можно использовать в начальной школе в процессе реализации ФГОС, вы можете скачать по этой ссылке: 15 здоровьесберегающих технологий для учителя (пдф-файл).

Комментарии

    Ближайшие мероприятия

    Перспективы развития системы профессиональных квалификаций в России

    Перспективы развития системы профессиональных квалификаций в России

    Образование

    Дата проведения: 28 мая 2018 года

    Формат: Всероссийский информационно-аналитический вебинар

    Для руководителей профессиональных образовательных организаций, заместителей руководителей ПОО, методистов.

    Подробнее
    Три стратегии деятельности образовательных организаций в условиях постоянного реформирования системы образования

    Три стратегии деятельности образовательных организаций в условиях постоянного реформирования системы образования

    Образование

    Дата проведения: 28 июня 2018 года

    Формат: вебинар

    Для руководителей и заместителей руководителей учреждений всех уровней образования

    Подробнее

    Все мероприятия

    Отзывы участников

    " frameborder="0" allowfullscreen>

    Все отзывы

    Мы в социальных сетях